Чего ожидать от налоговых проверок план их проведения

Самое важное по тематике: "Чего ожидать от налоговых проверок план их проведения" от профессионалов. Здесь собрана вся информация и полностью раскрыта тема. В случае возникновения вопросов - задавайте их дежурному специалисту.

Планирование выездных налоговых проверок

Планирование выездных налоговых проверок

Планирование выездных налоговых проверок является подготовительным этапом проведения выездных налоговых проверок и состоит в определении перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки; сроков их проведения; видов налогов (сборов и других обязательных платежей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой, а также кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения, в целях обеспечения оптимального выбора для проведения выездных налоговых проверок таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обязательных платежей), пени и налоговых санкций.

Составными частями (этапами) процесса планирования и подготовки выездных налоговых проверок являются следующие процедуры:

формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках;

анализ результатов камеральной проверки налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей (далее — налоговая отчетность);

анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, проводимый в рамках камеральной налоговой проверки;

анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу;

выбор объектов проверки;

подготовка и составление перечня вопросов проверки по видам налогов (сборов и других обязательных платежей), обязанность уплаты которых возложена на данного налогоплательщика (комплексная проверка) или же одному или отдельным видам налогов (сборов и других обязательных платежей) (тематическая проверка) и периодам их проверки;

предварительная подготовка предложений о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки, включенной в план проведения выездных налоговых проверок, о количестве специалистов налоговых органов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, необходимости привлечения к проверке правоохранительных органов;

подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал и контроль за его выполнением.

ФНС России разработана Концепция планирования выездных налоговых проверок утвержденная приказом от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected]

Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:

1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков.

2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений.

3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

4. Обоснованность выбора объектов проверки.

В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, в соответствии с Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с основными целями и принципами Концепции планирования выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Читайте так же:  Реструктуризация кредита в сбербанке возможность сохранить хорошую кредитную историю

Концепция планирования также предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Начальник контрольного отдела Д.В. Мокроусов

Налоговые поверки

Органами ИФНС осуществляется 2 вида контроля: камеральные по одному налогу (в основном, по вопросу возмещения НДС) и выездные проверки.

Камеральные документальные выборки производятся при возникновении необходимости, установленной НК РФ.

График проверок налоговой инспекции разрабатывается для выездного контроля, информация о составе которого доступна только работникам ИФНС.

Проведения плановых выездных проверок

Выездные проверки проводятся с частичной или полной выборкой документов по всем налогам за определенный период.

Предварительно налогоплательщику вручается требование о представлении документов с указанием срока на сбор и подготовку бумаг.

Все действия инспекторов регулируется Регламентом планирования и подготовки выездных проверок. Документ содержит четкие указания о порядке включения налогоплательщиков в график проверок налоговой инспекции.

Отнесение предприятий к каждой из групп определено законодательством, подготовкой данных дополнительно занимается отдел аудита при налоговой инспекции.

Обязательные налоговые проверки

График налоговых проверок разрабатывается поквартально. Данные готовятся за 3 месяца до начала квартала, ознакомление инспекторов с планом производится перед началом проверочного периода.

В течение квартала, после утверждения графика, может производиться корректировка – дополнение новыми организациями (например, при необходимости проведения проверки при ликвидации компании) и перемещение на более поздний период компаний, уже утвержденных в плане.

Список предприятий для проверки формируется из компаний:

  • Основных налогоплательщиков – крупных и градообразующих предприятий. Контроль в обязательном порядке проводится 1 раз в 2 года.
  • Организаций, проверка которых ранее производилась более 6-ти лет назад при отсутствии выявленных в ходе камерального контроля нарушений.
  • Предприятий, которые по данным камеральных отделов имеют нарушения, выявленные в порядке анализа.

В процессе ведения деятельности предприятие может показать:

  • Необоснованное увеличение прямых расходов, относимых на себестоимость.
  • Низкие величины перечисляемых налогов при значительных оборотах выручки.
  • Убыток в нескольких отчетных или налоговых периодах.

Взаимодействия с партнерами и контрагентами, которые проходят по сводкам и запросам других ИФНС как неблагополучные или фирмы-однодневки.

Законодательство дает организациям и индивидуальным предпринимателям право перехода на режим ЕНВД с общей системы в течение календарного года. Необходимо лишь соответствовать некоторым условиям.

Возможность проверки отчетов ПФР в онлайн-сервисе перед отправкой, существует в специализированных программах и доступна пользователям «1С-Отчетности». Подробности тут.

При равнозначных условиях под план проверок с большей вероятностью попадают налогоплательщики, которые имеют большие обороты выручки, стоимости имущества, численности работников и прочих показателей, позволяющих в случае выявления нарушений оплатить доначисления, пени и штрафы в большем количестве, чем мелкие и средние компании.

Преимущественное предпочтение включения предприятий с большим оборотом в график может обернуться для результативности процедуры контроля нулевым итогом.

Серьезные организации обычно обеспечивают собственные финансовые тылы качественными трудовыми кадрами и программным обеспечением, позволяющими формировать учет на высшем уровне.

Внеплановые включения организаций в график проверок

График налоговых проверок, утвержденный руководством регионального ИФНС, может претерпевать изменения после его согласования на высшем уровне и с составом исполнителей (инспектора дают согласие, заверив план подписью).

Корректировки могут вносить начальники отделов при возникновении необходимости:

  • В случае потребности в срочном открытии проверки для компании, которая заявила о ликвидации.
  • При возбуждении в отношении организации дел правоохранительных органов или управлений ИФНС регионального значения.

В случае превышения налоговыми органами полномочий в отношении срока можно опротестовать действия письменным обращением к начальнику инспекции или вышестоящему органу.

Предельный срок проверки соответствует периоду исковой давности, установленному ГК РФ.

Изменения со стороны налогоплательщика

Начало проверки всегда производится после вручение руководителю организации решения о начале инспекции и требования о представлении документов.
Читайте так же:  Технический помощник инфобизнесмена

Возникают ситуации субъективного характера, когда отсутствует возможность предоставить необходимый пакет документов по списку.

Обусловлено несколькими причинами:

  • Отъездом, отпуском руководителя или главного бухгалтера.
  • Болезнью руководителя или главного бухгалтера.
  • Форс-мажорными обстоятельствами – пожаром, затоплением документов, утерей, кражей, подтвержденными правоохранительными органами.

В данных вариантах лицо, уполномоченное на решение вопросов руководства предприятием, вправе обратиться с просьбой о переносе проверки на более поздний период. Налогоплательщиком подается заявление с приложением документов, подтверждающих причину просьбы.

Утверждение периода проверки и причины для его изменения

Плановая выездная проверка устанавливает графиком проверок налоговой инспекции не только срок начала процедуры контроля, но и дату его окончания.

Время, отведенное законодательством на проверку, составляет 2 месяца с момента вручения руководителю компании решения налогового органа. На практике часто возникают ситуации, когда проверка превышает установленный планом срок.

С разрешения начальника инспекции и при письменном оформлении решения руководителя ИФНС период, отведенный на мероприятие контроля, может продлиться до 4-х или даже 6-ти месяцев.

Видео (кликните для воспроизведения).

Продление срока производится в случаях:

  • Возникновения в ходе проведения проверки обстоятельств, которые сигнализируют о нарушениях.
  • Наличия обособленных подразделений и филиалов, проверка финансовых показателей которых может составить полную картину учета предприятия.
  • Отсутствия полноты документооборота, обязательного к проверке.
  • Возникновения обстоятельств, которые помешали процедуре контроля – пожара, наводнения и прочих форс-мажорных случаев.

Приостановка налоговой проверки

На основании решения начальника инспекции проверка согласно может быть приостановлена. На время приостановления проверки контролирующая деятельность инспекции ФНС так же останавливается, а все изъятые оригиналы документов подлежат возврату в организацию.

Новое начало (возобновление) процедуры производится на основании решения начальника проверяющего предприятие ИФНС.

Приостановка проверки и изменение графика может производиться в случаях:

  • Обнаружения в ходе мероприятия данных, которые требуют дополнительных действий – встречных проверок, запросов в другие органы.
  • Возникновения необходимости проведения экспертизы.
  • Получения ответа на запрос, отправленный в иностранные официальные органы.

Частичная остановка проверки может производиться на срок до 6-ти месяцев. В день окончания проверки инспектором составляется справка о прекращении мероприятия контроля.

Благодаря наработанной практике контролирующих органов, удалось выявить приметы, позволяющие проверить добросовестного контрагента.

Осуществлять проверку контрагента по ИНН ее можно с помощью таких государственных реестров и баз данных, как: Сайт министерства доходов, реестр плательщиков НДС, реестр свидетельств единого налога. Подробнее о проверке читайте здесь.

После составления документа инспектором не могут востребоваться документы учета. По результатам проверки принимается решение инспекции ФНС, утвержденное руководителем контролирующего органа.

Проверки, проводимые ИФНС, достаточно трудоемки в плане документооборота. При проведении мероприятия контроля инспектором может потребоваться все аналитические материалы учета.

Составление планов проведения выездных налоговых проверок

Окончательный отбор налогоплательщиков для включения в план проверок начинается с определения количества организаций, которые могут быть включены в квартальный план на соответствующий период. Данный показатель определяется исходя из средних показателей количества проверок на одного налогового инспектора за последние один — два года и других факторов. Важную роль здесь играет опыт сотрудников инспекции, осуществляющих планирование проверок.

С учетом возможности инспекции по проведению выездных проверок «черновой» список анализируется с целью выбора из него таких налогоплательщиков, выездная налоговая проверка которых даст наибольший эффект при наименьших затратах ресурсов налоговой инспекции. При этом учитывается финансовое состояние налогоплательщика, т.е. возможность уплатить в бюджет суммы неуплаченных налогов, пени и налоговых санкций в случае их возможного доначисления по результатам проверки.

Окончательный отбор плательщиков для включения в план выездных налоговых проверок осуществляется по индивидуальным критериям, определяемым на основе знаний и опыта налоговых инспекторов. Исходя из конкретных особенностей контролируемой территории налоговой инспекцией могут быть использованы различные методы окончательного отбора. По результатам проведенного анализа также принимается решение о виде выездной налоговой проверки каждого плательщика (комплексная, тематическая), запланированной на предстоящий квартал.

Работа налоговой инспекции по проведению выездных проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах организуется на основе ежеквартально составляемых планов. Работа по подготовке квартального плана выездных налоговых проверок ведется отделом выездных проверок с учетом заключений, представляемых другими отделами инспекции. План проведения выездных проверок утверждается руководителем налоговой инспекции не позднее, чем за 10 дней до начала очередного квартала.

План включает в себя следующие реквизиты:

[3]

— наименование налогоплательщика-организации (фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя), в отношении которого запланирована выездная налоговая проверка;

— идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);

— номер и дату акта последней выездной налоговой проверки;

— виды налогов, сборов, других обязательных платежей, подлежащих проверке;

— сведения об участии в предстоящей проверке правоохранительных органов;

— период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, подлежащий проверке;

— Ф.И.О. начальника отдела (отделов), ответственного (ответственных) за проведение проверки;

— отметку о корректировке плана выездных налоговых проверок;

— отметку об исполнении (дату и номер акта выездной налоговой проверки).

Работа по подготовке квартального плана проведения выездных налоговых проверок ведется отделом, на который возложена данная функция в соответствии с типовой структурой инспекции ФНС России.

Исходя из результатов проведенного анализа всей имеющейся информации о налогоплательщике, а также ограничений, установленных статьями 87 и 89 Кодекса, принимается решение о назначении выездной налоговой проверки, запланированной на предстоящий квартал.

В ходе подготовки плана проведения выездных налоговых проверок должен быть решен вопрос о необходимости привлечения к указанным проверкам правоохранительных органов. Основаниями для направления налоговым органом мотивированного запроса налогового органа в орган МВД России об участии в выездной налоговой проверке могут являться:

Читайте так же:  Блокировка пластиковой карты сбербанка при утере - пошаговая инструкция

— наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления или административного правонарушения:

— назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о налоговых правонарушениях, направленных органом МВД России в налоговый орган;

— назначение выездной налоговой проверки налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность в налоговый орган, но осуществляющих экспортно-импортные операции;

— необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения физической защиты при возникновении угрозы безопасности указанных лиц.

Планы проведения выездных налоговых проверок утверждаются руководителем налогового органа не позднее чем за 15 дней до начала квартала, следующего за отчетным кварталом.

План проведения выездных налоговых проверок является конфиденциальным документом. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками.

Корректировка плана проведения выездных налоговых проверок может проводиться при наличии следующих оснований:

— получение срочных заданий от вышестоящих налоговых органов;

— наличие поручений правоохранительных органов;

— наличие мотивированных запросов других налоговых органов о проведении проверок:

— отсутствие возможности для проведения выездной налоговой проверки в связи с временным отсутствием руководителя и (или) главного бухгалтера организации-налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) и их представителей (отпуска, болезни и т.д.).

Корректировка плана выездных налоговых проверок осуществляется на основании решения руководителя налогового органа. При принятии данного решения по причине невозможности проведения проверки соответствующего налогоплательщика в запланированные сроки начальником отдела, ответственного за ее проведение, составляется на имя руководителя налогового органа служебная записка с указанием соответствующих оснований.

Контроль за выполнением плана проведения выездных налоговых проверок осуществляется руководителем налогового органа. При невыполнении плана проведения выездных налоговых проверок начальником отдела, ответственного за проведение соответствующей выездной налоговой проверки, оформляется служебная записка на имя руководителя налогового органа.

По факту невыполнения плана проведения выездных налоговых проверок руководитель налогового органа принимает решение.

Планирование выездных налоговых проверок

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, она может производиться по месту нахождения налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

[2]

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сбором и налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Для достижения поставленной цели при проведении выездной налоговой проверки решаются следующие основные задачи:

  • — проводится проверка соответствия данных налоговых деклараций, представленных в налоговый орган, данным бухгалтерской отчётности на основании проверки первичных документов;
  • — при выявлении налоговых правонарушений составляется акт налоговой проверки, в котором фиксируются все факты нарушений законодательства о налогах;
  • — принимается решение по устранению выявленных нарушений налогового законодательства и привлечению налогоплательщика к ответственности в соответствие с действующим законодательством;

[1]

Провести выездные налоговые проверки в течениие2-3 лет всех, состоящих на налоговом учёте налогоплательщиках (юридических лиц, предпринимателей) невозможно. В связи с этим Федеральной налоговой службой РФ соответствующим приказом утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Концепция создана в целях повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, совершенствования организации контрольной работы налоговых органов. Раннее процедура планирования выездных проверок относилась к конфиденциальной информации и решение о проведении выездной налоговой проверки заставало налогоплательщиков врасплох, т.е. ставка делалась на эффект внезапности.

В настоящее время основой системы планирования выездных налоговых проверок является всесторонний анализ информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

В ходе предпроверочного анализа активно используется информация из внутренних источников — Единого государственного реестра налогоплательщиков, данных бухгалтерской и налоговой отчётности, сведений об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов, результаты мониторинга финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, «досье» налогоплательщика и др.

Информацию из внешних источников налоговые органы получают в соответствие с действующим законодательством либо на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.

В случае если налоговый орган после изучения информации о налогоплательщике предполагает, что налогоплательщик допускает налоговые правонарушения, то на него будет запрошена дополнительная информация о крупных поставках и продажах, объёмах потребляемой электрической и тепловой энергии, воды, топлива, и других видов ресурсов, арендованных торговых местах. В перечень собираемых данных входят также сведения из объявлений налогоплательщика в СМИ и Интернете, сведения таможенных и правоохранительных органов, а также информация, полученная в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля его контрагентов.

Результатом работы по сбору и обработке данных является «досье» налогоплательщика. В идентификационной части «досье» содержатся данные из Единого государственного реестра налогоплательщиков; информация о принятой организацией учётной политике для целей налогообложения; сведения о её руководителе, в том числе о его доходах, а также об уставном капитале. Там же отражаются сведения о наличии филиалов, представительств и иных обособленных подразделений как на территории РФ, так и за её пределами, информация о ликвидации, реорганизации и банкротстве налогоплательщика; данные о лицензиях и сертификатах. Особое внимание уделяется внешнеэкономическим сделкам, а также совершенным налогоплательщиком хозяйственным операциям и сделкам, которые могут оказать влияние на формирование налоговой базы. Например, значительные суммы НДС, предъявленные к возмещению из бюджета; крупные суммы, израсходованные на благотворительность, а также крупные финансовые вложения; сведения о выданных и полученных векселях и об эмиссии налогоплательщиком ценных бумаг; информация от ГТК России по экспортёрам, данные о краткосрочных и долгосрочных кредитов, об увеличении уставного капитала.

Читайте так же:  Оборудование для печати

Сюда же заносится информация, полученная от Минтранса России, ГИБДД о перевозимых крупных партиях товаров; сведения о реализации продукции, выполнения работ, оказании услуг из СМИ и Интернета. В качестве сигнальной информации рассматривается информация, полученная от других налоговых органов в результате проведения контрольных мероприятий о крупных сделках и финансовых вложениях с участием данного налогоплательщика; нарушения налогового законодательства взаимозависимыми от него лицами; нарушения валютного законодательства.

В качестве сигнальной рассматривается информация, полученная от других налоговых органов в результате проведения контрольных мероприятий о крупных сделках и финансовых вложениях с участием данного налогоплательщика; нарушении налогового законодательства взаимозависимыми от него лицами, нарушении валютного законодательства.

Большую роль при отборе налогоплательщиков для проведения выездных проверок играет система контрольных соотношений, которая включает в себя как внутридокументные налоговые соотношения показателей налоговых деклараций (расчетов) или бухгалтерской отчётности, так и междокументные соотношения. Она позволяет сотрудникам, проводящим проверку, увязать между собой показатели налоговых деклараций, бухгалтерской отчётности с информацией, полученной из внешних источников.

В ходе отбора осуществляется анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу, для чего используется автоматизированная информационная система «АИС-НАЛОГ».

Обязательной проверке подлежат:

  • — крупнейшие и основные налогоплательщики (не реже 1 раза в 2 года);
  • — налогоплательщики — по поручению правоохранительных органов и региональных УФНС;
  • — ликвидируемые организации;
  • — организации, которые по сведениям налоговой инспекции ведут хозяйственную деятельность, но представляют «нулевые» балансы или не сдают налоговую отчётность;
  • — налогоплательщики — по мотивированным запросам других налоговых органов.

В первоочередном порядке в план проведения выездных налоговых проверок включаются организации:

— предложенные отделами камеральных проверок по анализу

бухгалтерской и налоговой отчётности;

  • — неоднократно представляющие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, несвоевременно или не в полном объёме;
  • — не проверявшиеся более 6 лет;
  • — существенно увеличившие потребление энергетических и материальных ресурсов, относимых на себестоимость продукции, но не увеличившие объёмы производства;
  • — убыточные на протяжении ряда налоговых периодов, или допускающие резкие колебания размера налоговых платежей по сравнению с аналогичными налогоплательщиками;
  • — относящиеся к отраслям где масштабы ухода от налогообложения значительны;
  • — показатели деятельности которых существенно отличаются от среднеотраслевых;
  • — по которым имеется информация от правоохранительных и иных контролирующих органов о нарушении налогового законодательства;
  • — отражающих в налоговой отчётности значительные суммы налоговых вычетов за определённый период;
  • — у которых размер среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;
  • — не представляющие пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
  • — неоднократно осуществляющие снятие с учёта и постановки на учёт в налоговых органах в связи с изменением места нахождения.

Для повышения качества налогового контроля налоговым органам рекомендуется проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций, включающий четыре основных этапа.

  • 1. Анализируются суммы начисленных налоговых платежей, при этом определяются абсолютные и относительные изменения в их начислении. В результате выявляются налогоплательщики с отрицательной динамикой сумм начисленных платежей.
  • 2. Анализируются показатели финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков путём сравнения отчётных показателей текущего периода с аналогичными показателями прошлых лет; определение структуры баланса.
  • 3. Анализируются показатели сумм уплаченных платежей и их динамики по каждому виду налогов с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей.
  • 4. Анализируются факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

Согласно Концепции налогоплательщик может самостоятельно оценить риск совершения налогового правонарушения и исправить ошибки, которые были допущены при расчёте налога. Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличия необоснованной выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Высшего Арбитражного суда РФ от 12.10.2006 №53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Отдел предпроверочного анализа (отдел выездных налоговых проверок) на основании предложений отдела камеральных налоговых проверок налоговой инспекции составляет проект плана выездных налоговых проверок и направляет его на согласование (утверждение) в Управление ФНС РФ по субъекту Российской Федерации. Планы выездных налоговых проверок составляются поквартально и являются конфендециальными.

Планирование и подготовка выездных налоговых проверок

Эффективность выездной налоговой проверки в значительной мере зависит от правильности выбора объекта для нее.

Установлен единый порядок работы налоговых органов по планированию и подготовке выездных налоговых проверок.

Планирование выездных налоговых проверок является важным подготовительным этапом контрольной работы налоговой инспекции. Планирование состоит в определении перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале; сроков, объемов и категорий указанных проверок; видов налогов и периодов, которые должны быть охвачены проверкой, а также кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения, в целях обеспечения оптимального выбора для проведения выездных налоговых проверок таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов, пени и налоговых санкций.

Предпроверочная подготовка выездных налоговых проверок представляет собой комплекс проводимых налоговым органом процедур, обеспечивающих углубленное изучение сотрудниками инспекции всей имеющейся информации о налогоплательщиках, включенных в план проведения выездных налоговых проверок, а также других мероприятий, направленных на достижение наибольшей эффективности проведения проверок.

Процедуры планирования и подготовки выездных налоговых проверок

Важнейшими составными частями процесса планирования и подготовки выездных налоговых проверок являются следующие процедуры:

Читайте так же:  Открываем прибыльную аптеку - с чего начать с нуля и сколько это будет стоить

· Формирование информационного массива данных о налогоплательщиках. В целях целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговые органы используют информационные ресурсы ФНС России (внутренние источники), а также информацию, получаемую из внешних источников (рисунок 1).

Рисунок 1- Виды информационных источников

  • · Камеральная проверка и камеральный анализ налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также бухгалтерской отчетности. Он позволяет сделать вывод о наличии вероятности совершения налогового правонарушения, дающей основание для включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.
  • · Комплексный анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому и территориальному принципу. При этом налоговыми органами должен быть обеспечен сбор информации о физических объемах потребленных энергетических (электро- и теплоэнергии) и иных материальных ресурсов и ее анализ на предмет соответствия уровня и динамики указанных объемов показателям бухгалтерской отчетности, отражающим объемы производства и реализации продукции (работ, услуг).

По результатам камеральной налоговой проверки и анализа бухгалтерской и налоговой отчетности отделом составляется заключение, содержащее рекомендации об отборе налогоплательщиков для выездных налоговых проверок с обоснованием причин.

  • · Выбор объектов проверки. Основная цель отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок — выделить для включения в план проведения выездных налоговых проверок следующих категорий налогоплательщиков:
    • 1. Налогоплательщиков, подлежащих обязательной проверке в соответствии с требованиями действующих законодательных и иных нормативных актов и инструкций, по которым имеется поручение и указание вышестоящих налоговых органов или правоохранительных органов на проведение выездной налоговой проверки.
    • 2. Налогоплательщиков, выездная налоговая проверка которых с максимальной степенью вероятности обеспечит поступление в бюджет наибольшей суммы доначисленных налогов, а также пени и налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Отбор проводится с учетом следующих принципов.

  • 1. Обеспечение обязательного отбора для проведения выездных налоговых проверок следующих категорий налогоплательщиков:
    • — организаций, являющиеся крупнейшими и основными налогоплательщиками;
    • — реорганизуемых или ликвидируемых организаций;
    • — организаций, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность, в отношении которых имеется информация об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
    • — налогоплательщиков, необходимость проверки которых вытекает из мотивированных запросов других налоговых органов (например, возмещение НДС по экспорту);
    • — налогоплательщиков, у которых последняя проверка выявила существенные нарушения законодательства о налогах и сборах;
    • — отражающих в налоговой отчетности убыток или незначительную прибыль (доход) на протяжении ряда налоговых периодов.

Частота проверок зависит от характера деятельности предприятия. Например, экспортеров проверяют чаще других предприятий. Кроме того, при проведении проверок принимается во внимание использование предприятием льгот: как правило, чем их больше, тем выше вероятность проверки.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок 30 мая 2007 г. Приказом ФНС России N ММ-3-06/[email protected] (далее — Приказ N ММ-3-06/[email protected]) утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция). Необходимо отметить, что приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово — хозяйственной деятельности которых свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Концепция утверждает 12 основных критериев отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.

Кроме того введен принцип ВНП-отбора налогоплательщиков для проведения ВНП. После введения принципа ВНП-отбора количество таких критериев увеличилось с 12 до 43. Приложение 1

· Подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал и контроль за его выполнением. План проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков утверждается руководителем налогового органа и является составной частью плана контрольной работы налогового органа.

Корректировка плана выездных налоговых проверок может проводиться только при наличии серьезных оснований, таких как получение срочных заданий от вышестоящих налоговых органов, поручений правоохранительных органов по проверке плательщиков, не включенных в план и т. п. Контроль за выполнением плана проведения выездных налоговых проверок осуществляется руководителем налоговой инспекции и его заместителями, курирующими работу по организации таких проверок.

Как правило, в программу выездной налоговой проверки в обязательном порядке включаются следующие вопросы:

  • 1. Общие положения.
  • 2. Состояние бухгалтерского и налогового учета.
  • 3. Правильность и полнота отражения в бухгалтерском учете и отчетности выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов от реализации.
  • 4. Полнота и правильность отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов, связанных с производством и реализацией.
  • 5. Правильность определения прибыли от реализации основных фондов и иного имущества.
  • 6. Правильность и полнота отражения в бухгалтерском учете и отчетности доходов и расходов от внереализационных операций.
  • 7. Правильность исчисления налога на прибыль организаций.
  • 8. Правильность исчисления налога на добавленную стоимость.
  • 9. Правильность исчисления налога на имущество организаций.
  • 10. Проверка правомерности использования льгот по налогам.
  • 11. Правильность и полнота исчисления налогов.
Видео (кликните для воспроизведения).

Предпроверочная работа завершается подготовкой решения о назначении выездной налоговой проверки.

Источники


  1. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.

  2. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.

  3. Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.
Чего ожидать от налоговых проверок план их проведения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here