Идентификация проблем сотрудничества малого и крупного бизнеса

Самое важное по тематике: "Идентификация проблем сотрудничества малого и крупного бизнеса" от профессионалов. Здесь собрана вся информация и полностью раскрыта тема. В случае возникновения вопросов - задавайте их дежурному специалисту.

Идентификация проблем сотрудничества малого и крупного бизнеса

Экономические науки/10. Экономика предприятия

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет
экономики и торговли», Россия

Актуальные п роблемы взаимодействия малого и крупного бизнеса

Крупный и малый бизнес являются самыми одиозными структурными элементами экономики страны. Первый задает тон в политике, экономике и даже культуре, второй – самая массовая и активная группа предпринимателей, обеспечивающих общую динамику рынка. Проблема взаимоотношений между малым и крупным бизнесом и сегодня является одной из самых актуальных.

Являясь структурными элементами одной системы (экономики), малый и крупный бизнес вынуждены искать и находить точки пересечения взаимных интересов. Отсутствие понимания и взаимовыгодного сотрудничества приводит к негативным последствиям для каждого их названных секторов экономики: изоляция сфер влияния и неминуемая потеря рынков; присутствие скрытых или явных угроз и, как следствие, необходимость вкладывать оборотные средства в обеспечение дополнительных мер безопасности; отсутствие прогнозируемой стабильности в конкурентном соревновании между всеми участниками рынка. Российская экономика уже переживала эти и многие другие проблемы, вызванные отсутствием надежного партнерства между мелким и крупным бизнесом [1].

Сегодня, когда помощь частному предпринимателю декларируется с самых высоких государственных трибун, установление взаимовыгодного диалога предпринимателей с крупными промышленниками, инвестиционными фондами и представителями государственного сектора экономики предоставляет дополнительные возможности для всех участников системы и является мощным эволюционным экономическим рычагом. Разумеется, вся система может эффективно работать, только если каждый из участников добросовестно выполняет свои обязанности и свободно пользуется своими правами [1].

Выстраивая взаимоотношения между представителями мелкого и крупного бизнеса, российская экономика не только воспользовалась западным опытом, но и предложила частному рынку свое видение решения проблемы установления взаимовыгодного сотрудничества. Из заимствованных форм выгодных взаимоотношений российские предприниматели могут использовать капитал крупных бизнес-игроков через: франчайзинг; инвестирование; лизинг; аутсорсинг; интрапренерство [1].

Российской разработкой на основе иностранного опыта является система закупок, когда крупные промышленники и государственные корпорации размещают свои заказы на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг на специализированных биржах. Читайте также Новое в определении категорий малого и среднего бизнеса Предприниматель, который гарантирует выполнение размещенного заказа на самых выгодных для заказчика условиях, получает право заключить краткосрочный или длительный контракт [1].

Несмотря на экономическую привлекательность и просчитанную эффективность каждой совместной инициативы, проблемы взаимодействия малого и крупного бизнеса на данном этапе хоть и не находятся на начальном этапе своего разрешения, но и до окончания этого пути еще очень далеко. Основными сдерживающими факторами активного движения вперед являются: общая сырьевая ориентированность экономики на фоне государственных монополий на разработку основных ресурсов; неповоротливое и громоздкое государственное администрирование, которое тормозит многие экономические процессы; коррумпированность бизнес-структур и государственного аппарата; отсутствие прорывных научно-технических разработок, которые смогли бы хоть отдельные отрасли производства вывести на новый уровень хозяйствования.

Наличие этих проблем существенно тормозит взаимодействие малого и крупного бизнеса в России.

Проблемы малого предпринимательства

Торгово-промышленная палата России на своем сайте сообщает о прошедшем 22 сентября 2016 года локальном (местного уровня) форуме представителей малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области, на котором активно обсуждали стратегию развития предпринимательства на дальнюю перспективу. Несколько соображений по этому поводу.

Более 400 участников собрал форум малого и среднего бизнеса «Энергия возможностей. Стратегия успеха». Среди собравшихся предприниматели, члены Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты, представители власти, общественных организаций, центров поддержки малого и среднего бизнеса, эксперты. Собравшиеся попытались найти ответ на вопрос, какой быть будущей стратегии развития предпринимательства в конкретном регионе до 2030 года.

Участников форума теплыми словами приветствовал сам губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Губернатор отметил первоочередное значение малого и среднего предпринимательства в создании рабочих мест, в перспективах сотрудничества с крупным бизнесом, в том числе в системе закупок. Отдельно было сказано, что процветание системы МСП означает социально-политическую стабильность .

Стоит отметить, что из всего информационного потока последнего времени, сообщение об этом форуме обращает на себя внимание потому, что подобное мероприятие проводится пусть и на местном, региональном уровне, но на уровне губернатора области.

Эксперты, выступавшие на форуме, правильно сформулировали для предпринимателей ряд проблем, основной из которых назвали «проблему встраивания в цепочки добавленной стоимости». Речь идет о необходимости эффективного взаимодействия представителей крупного и малого бизнеса, интересы которых сейчас противоположны, можно сказать даже, антогонистичны.

Всем памятны меры искусственного, административного сокращения числа микропредпринимателей, когда закрывали рынки, сложившиеся места торговли, киоски, ларьки и так далее, силой сгоняли предпринимателей с прикормленных мест торговли. В чьих интересах действовала власть? Кто стал бенефициаром? С течением времени, стало понятно, что конечными выгодоприобретателями данных мер стали представители крупного ритейла, владельцы многочисленных крупных торгово-развлекательных центров.

В интересах ли состоявшегося крупного бизнеса увеличение числа микропредпринимателей, так или иначе являющихся конкурентами, их поддержка? Представляется весьма сомнительным. А в чьих тогда интересах сегодня говорить за микробизнес? Пусть не покажется странным на первый взгляд, но это в интересах правительства. Президент и премьер-министр говорят об этом постоянно и принимают свои меры. А теперь черед пришел и за губернаторами.

Как предлагается решить проблему взаимодействия крупного и малого бизнеса, чтобы соблюсти и не повредить интересы одних и поддержать, хотя бы минимально, других? По другому этот вопрос звучал бы так: «Как сделать, чтобы и волки были сыты и овцы целы?» Эксперты советуют: «путем встраивания в цепочки добавленной стоимости».

Мелкие предприниматели не совсем понимают, чего от них теперь хотят. По итогам смс-голосования участников форума в Ленинградской области, на вопрос из четырех вариантов ответов о том, что больше всего беспокоит малый бизнес сейчас, большинство ответило: «дефицит финансовых средств». На выбор предлагались следующие ответы: «административные барьеры», «низких спрос», «дефицит капитала», «высокие налоги». Еще одним популярным ответом стало «мешают все четыре вариантов ответа».

Что касается «административных барьеров», то тут не совсем понятно о чем говориться, потому что само понятие не расшифровывается. Какие барьеры, если зарегистрировать предпринимательскую деятельность в качестве ИП или от имени ООО не сложно и сравнительно малозатратно? Конечно, просто так со своим товаром, как раньше, торговать на улице на встанешь, нужно арендовать торговые помещения уже не за малые деньги, многие виды деятельности зарегламентированы законодательно, так что мало места собственно для того, чтобы развернуться, но и это не нужно — строго выполняй предписанную инструкцию по осуществлению деятельности и голову себе не ломай, но, правда, административный и уголовный кодексы стали толще.

Читайте так же:  Оборудование для печати

Что касается «высоких налогов», то это спорное утверждение. Для малого бизнеса сами по себе налоги благоприятные, если не сказать — щадящие, особенно в сравнении с налоговыми режимами других стран, с тем же Китаем, например. У нас сохраняются высокие ставки обязательных страховых взносов на фонд оплаты труда, связанные с использованием наемного труда работников, это — да, чувствительно — все 30%. Но эта проблема решаемая для бизнеса. Более того, нельзя не сказать про то, что затраты на обязательное страхование работников все-таки уменьшают, в свою очередь, налогооблагаемую базу и, как следствие, сумму налогов к уплате.

Что касается «дефицита финансовых средств», то ведь никто раздавать деньги и не обязан. Для осуществления самостоятельной предпринимательской деятельности требуется свой, начальный собственный капитал. Глупо начинаться заниматься предпринимательской деятельностью на заемном капитале под высокие проценты. Что касается дальнейшего расширения деятельности и необходмости в этом случае привлечения дополнительного капитала, то существующая правовая форма ООО предусматривает все правовые возможности для привлечения не заемного капитала, а собственного капитала других лиц, располагающими свободными денежными средствами для увеличения уставного капитала ООО с целью дальнейшего — в случае успеха — распределения и законного присвоения прибыли от вложенного капитала, без обременения банковским кредитом. Поэтому о чем тут плакаться? Суммы вкладов физических лиц в российских банках — астрономические. Спрашивается, почему люди не хотят рисковать и вкладывать в предприятия, а предпочитают вкладывать в депозиты? Это серьезный вопрос для экспертов и представителей власти.

Что же касается «снижения спроса», то — да, это действительно проблема для малого бизнеса и связана она со множеством причин, среди которых в том числе и уменьшение количества самих предпринимателей как самостоятельных потребителей не только потребительских товаров, но и не потребительских товаров и услуг, монополизация рынка представителями крупного бизнеса и, как следствие, концентрация покупательских средств у сравнительно небольшого круга лиц, которые, располагая более чем достаточными средствами, не смогут каждый день стричься, бриться, съедать тонны хлеба, масла и так далее.

Низкий спрос или его отсутствие делает бессмысленной всякую предпринимательскую деятельность.

В ходе ленинградского форума его участники задались вопросом, как возможно «помирить» малоформатную розничную торговлю мелких предпринимателей с сетевым ретейлом. Не секрет, что представители малого бизнеса считает торговые сети не просто всесильными конкурентами, но чуть ли не классовым врагом.

Один из участников форума – начальник управления специальных проектов холдинга Х5 Retail (сети «Пятерочка» и «Перекресток») Дмитрий Русаков попытался опровергнуть эту ложную аксиому.

Нам конечно очень хотелось бы, чтобы означенный г-н Дмитрий Русаков поделился со всеми, как крупный ритейл может помочь мелкорозничной торговле вообще, сохраниться микропродавцам — в частности.

Пока же сообщено только, что сети не мешают развитию малого бизнеса, мелкооптовой торговли. По заявлению Д. Русакова, наоборот, приход ретейла в любой населенный пункт создает новые точки притяжения покупателей. «Мы обеспечиваем население усредненным ассортиментом по усредненным ценам, а местная торговля продает локальные товары. Им лучше знать потребности своего рынка. Мы готовы помочь с решением проблем взаимодействия большого и малого бизнеса», – заявил представитель Х5 Retail.

Первым практическим шагом на этом пути должно будет стать формирование специальной образовательной программы для предпринимателей. Торговые сети готовы научить малый бизнес правилам и стандартам своей работы, чтобы передать им необходимые компетенции и сделать в итоге своими партнерами. Детали такой программы участники форума договорились обсудить после форума.

Сдается, что просто ушли от прямых ответов.
«Чего-то кого-то научить чему-то».
Вполне возможно, что готовых ответов на вопрос как эффективно взаимодействовать крупному ретейлу с микропродавцами просто не существует. А если и есть, то назвать его можно так — никак. Просто потому, что крупному ретейлу множество мелких конкурентов не нужны. Тут не о чем говорить, как говорится, и так все понятно.

В то же время нельзя сказать, что взаимодействие крупного состоявшегося бизнеса с малым предпринимательством не возможно в принципе. Наглядный пример такому взаимодействию — деятельность известной фирмы «1С» во главе с Борисом Нуралиевым.

Фирма «1С» достигла не только общероссийского уровня, но является активным участником в своей области специализации на рынках стран-участниц СНГ; одно время занимала практически монопольное положение на рынке учетных систем, удержала свои конкурентные позиции и в новых условиях массового появления новых игроков онлайновых сервисов. При этом сумела сохранить свою налаженную партнерскую сеть из более мелких фирм и, кажется, не сильно ею тяготится в ситуации, когда предоставление программного обеспечения по модели облачных технологий не требует партнерской сети продавцов.

В качестве дополнительного примера можно привести фирму, уже известную, «Тензор», активно поддерживающую свою партнерскую сеть на взаимовыгодных началах, при этом активно развивая непосредственно и свои прямые продажи.

Представляется, что есть множество и других аналогичных примеров о которых не так широко известно.

ВСТРАИВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЦЕПОЧКУ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ КРУПНОГО БИЗНЕСА — ЕДИНСТВЕННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫЖИВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Новость вчерашнего дня — в тему. Руководитель Сбербанка Греф на встрече с Д. А. Медведевым доложил о рекордной прибыли, полученной Сбербанком, «за всю историю».
Нет ни малейших сомнений в высоком профессионализме руководства ПАО «Сбербанк России», однако стоит заметить, что получение «рекордной прибыли» может быть связано с активной зачисткой других коммерческих банков, а это все банки, в отличие от Сбербанка, без государственного участия в их уставном капитале.

В этом случае, нельзя исключать, что пострадавшие вкладчики и клиенты закрытых банков были вынуждены обращаться в Сбербанк как более надежному, более того — брендированному — банку, которому не стоит опасаться отзыва банковской лицензии, нести туда свои деньги, открывать банковские счета и, таким образом, участвовать в увеличении рекордной прибыли. Т.е. активное искусственно-административное сокращение участников банковского сектора помогло одному из ведущих банков страны обеспечить для себя безусловно доминирующее положение на рынке банковских услуг и позволило, таким образом, сконцентрировать источники получения дополнительного дохода, конвертировав в «рекордную прибыль».

Справедливости ради, нужно сказать, что Сбербанк не является все-таки монопольным банком с государственным участием в уставном капитале, а значит руководству банку удалось сделать все, чтобы привлечь максимум клиентов и вкладчиков именно в Сбербанк. В частности, Сбербанк предоставляет возможность оперативного резервирования банковских счетов в режиме онлайн на сайте банке еще до их открытия, чем несомненно могли воспользоваться все желающие, в том числе несчастные клиенты закрытых банков.

Читайте так же:  Как взять кредит под маленький процент

Тем не менее, получение «рекордной прибыли» Сбербанком может являться примером искусственного ограничения конкуренции с целью монополизации источников получения дохода.

Нам остается порадоваться за частных акционеров Сбербанка и за государство, являющегося крупнейшим акционером, так как по итогам года они могут получить солидные дивиденды по результатам распределения «рекордной прибыли» к законному присвоению .

Публикации на этом сайте посвящены вопросам, связанным с микропредпринимательской деятельностью ИП и микроорганизаций.
Публикации составляются на основе подборки и обзора открытых (общедоступных) данных органов государственной власти Российской Федерации и Воронежской области, свободно распространяемой информации зарегистрированных СМИ делового характера и справочно-правовых систем в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью удовлетворения потребностей посетителей этого сайта в получении дополнительной специализированной информации, знаний и профессиональных компетенций в сфере микропредпринимательской деятельности.
Публикации на этом сайте не содержат информации, запрещенной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие малого и крупного бизнеса

Партнерские отношения субъектов малого и крупного предпринимательства обеспечивают конкурентоспособность товаров и услуг, что является одной из предпосылок организации системы их взаимодействия. Мировой опыт показывает, что корпоративный сектор является основой современной экономики. Соотношение крупного и малого бизнеса в России колеблется в региональном измерении от 1:5 до 1:25, тогда как в странах Западной Европы и в США этот показатель подходит к уровню 1:500. [3] Крупные субъекты предпринимательства являются главными элементами рыночного хозяйства, определяют его развитие и уровень эффективности. Развиваясь сами, они структурируют экономику в целом. Крупному бизнесу присущ ряд неоспоримых экономических преимуществ: возможность осуществлять крупномасштабное финансирование НИОКР, способность обеспечить экономию на трансакционных издержках и реальные конкурентные преимущества на отраслевых, национальных и мировых рынках.

В современных экономических условиях важную роль играют гибкость, быстрота реакции, скорость внедрения и освоения новых технологий, что присуще в основном малым предприятиям. Небольшие размеры предприятий становятся их важнейшим преимуществом и определяют экономические, научно-технические и организационные факторы их успешной деятельности. Малые предприятия сокращают издержки за счет узкой специализации, ускоренных темпов разработки и внедрения НИОКР, применения гибких технологий, оптимального использования производственных фондов, преобладания горизонтальных связей в структуре управления. Например, в США на малое предпринимательство в целом приходится более половины создаваемых инноваций, а в пересчете на одно рабочее место на малых предприятиях внедряется в 2,5 раза больше инноваций, чем в крупном бизнесе. [4] Эффективность работы малых предприятий достигается также за счет снижения степени бюрократизации, более низкого уровня заработной платы, что делает их продукцию более дешевой и создает дополнительное конкурентное преимущество перед крупными предприятиями.

Такое взаимодействие позволяет достигать нередко синергетического эффекта и является взаимовыгодным для обоих субъектов.

Наиболее распространенными видами промышленной кооперации для предприятий малого и крупного бизнеса являются субконтрактация, аутсорсинг и франчайзинг.

Субконтрактация (субконтрактинг) заключается в том, что одно промышленное предприятие (контрактор) размещает на другом (преимущественно малом) предприятии (субконтракторе) заказ на разработку или изготовление некоторой продукции, или на выполнение технологических процессов в соответствии с требованиями заказчика, позволяющее компании-контрактору выстроить более действенную и эффективную организационную структуру производства.

Применение механизма субконтрактации (субконтрактинга) позволяет головному предприятию (контрактору) избавиться от непроизводительных издержек на содержание недозагруженных производственных мощностей и сконцентрировать усилия на важнейших задачах — технологическом перевооружении, обновлении модельного ряда выпускаемой продукции. Субконтракторы, выполняя работы по субконтрактам, достигают высокого уровня загрузки оборудования и высокой производительности. Применение механизма субконтрактации позволяет оптимизировать процесс производства и существенно повысить конкурентоспособность, как на уровне предприятия, так и на уровне региона.

Аутсорсинг — использование внешних ресурсов (материальных, трудовых, интеллектуальных) в организации бизнес-процесса компании. Аутсорсинг позволяет сфокусировать собственные ресурсы компании на основных целях бизнеса, передав обеспечивающие бизнес функции сторонним компаниям; получить доступ к ресурсам и новейшим технологиям, которых нет у компании. С помощью аутсорсинга крупная компания передает ответственность за выполнение конкретной функции (например, в области бухгалтерского учета аутсорсинговая фирма принимает на себя финансовые риски неправильных решений).

Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предпринимательства (высокая «проникающая» способность, возможность локальных контактов и знание местных условий). Оплачивая лицензию (франшизу) и связывая себя обязательствами по соблюдению установленных стандартов качества, малое предприятие получает взамен значительную поддержку от «родительской» фирмы — в сфере маркетинга, повышения квалификации кадров и их обучении опыту менеджмента, технического содействия (в том числе совместного использования части оборудования), в более широком доступе к сырью и т.д.

В настоящее время некоторые крупные предприятия определяют для себя необходимость создания малых предприятий для решения определенных внутренних задач. Рассматривая экономическое содержание данного вида взаимодействий, можно отметить, что на базе крупных предприятий предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм: интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия); инкубаторство («выращивание» малой фирмы, оказание различной помощи на этапах ее становления); сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов — различных дочерних фирм, образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры и т.д.).

Взаимодействия малого и крупного предпринимательства, как интрапренерство и инкубаторство, в российских условиях пока не получили должного развития. Сателлитные формы возникают более часто и реализуются преимущественно на основе субконтрактации.

В среде малого предпринимательства лидирующая роль по формированию системы производственно-кооперационных и иных взаимодействий с представителями крупного бизнеса, несомненно, принадлежит представителям малого промышленного бизнеса, которые могут образовывать кластер предприятий. В современной промышленной политике кластер — это группа географически соседствующих и интеграционно взаимодействующих компаний и связанных с ними организаций, функционирующих в определенной отраслевой (многоотраслевой) сфере и взаимодополняющих друг друга.

Видео (кликните для воспроизведения).

При осуществлении всех выше перечисленных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса на практике предприятия нередко сталкиваются со следующими проблемами.

Таблица – Проблемы взаимодействия малого и крупного бизнеса при различных формах кооперации

Форма взаимодействия

Экономические проблемы

Социально-психологические проблемы

Организационно-правовые проблемы

Франчайзинг

отсутствие экономической стабильности в стране в целом; отсутствие стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему; отсутствие отечественного опыта; отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности; опасение франчайзи потерять самостоятельность отсутствие правовой базы значительно усложняет возможность кредитования франчайзи зарубежные франчайзеры не торопятся предоставить права использования своих технологий, т.к. при заключении международных договоров франчайзинга стороны должны руководствоваться законодательством принимающей стороны, а оно в РФ не развито.
Читайте так же:  Открываем прибыльную аптеку - с чего начать с нуля и сколько это будет стоить

Субконтрактация

трудность доступа к заемным средствам. недостаток опыта для маркетингового продвижения существенно ограничивают рынки сбыта этих предприятий заказчик зачастую диктует чрезвычайно жесткие условия работы, например, навязывает обязательства по резервированию значительного объема производственных мощностей, графики оплаты и т.д.

Аутсорсинг

риск потери контроля над функциями, которые отдаются аутсорсинговой компании раскрытие, передача информации; переход от одного аусорсера к другому. изменение структуры организации; введение дополнительной единицы по аудиту аутсорсера.

Большие возможности разрешения данных проблем заключаются в такой форме поддержки производственно-кооперационного и иного взаимодействия малых и крупных предприятий как развитие практики прямого и косвенного (субконтракционного) привлечения малых предприятий к выполнению государственного и муниципального заказа. В то же время нельзя не учитывать того, что всякая практика резервирования или установления квот в процессе государственной или муниципальной контрактации является а) отступлением от принципов рыночной конкуренции, обеспечивающей равный доступ всех хозяйствующих субъектов на все рынки, включая и рынок государственного потребления, и б) противоречит принципу экономии бюджетных средств в процессе реализации государственных и муниципальных заказов, так как всякое резервирование или квотирование заведомо ограничивает ценопонижающее действие свободной конкуренции. Однако сказанное не означает, что названное выше направление государственной поддержки малого предпринимательства не имеет долговременной перспективы. Такая перспектива, несомненно, наличествует, однако для её успешной реализации важны следующие условия:

а) на «базовом» уровне государственной контрактации государственное содействие малым предприятиям будет, наряду с прямым резервированием их доли, учитывать актуальность содействия этим предприятиям в подготовке всего пакета документов, необходимых для участия в соответствующих конкурсах;

б) в сфере государственной контрактации резервирование доли малых предприятий непосредственно на базовом уровне контрактных отношений в практической реализации должно сводиться к резервированию их доли на уровне субконтрактных отношений, что более соответствует потенциальным возможностям малых предприятий как особой группы субъектов хозяйствования;

[2]

в) на уровне муниципальной контрактации содействие малым предприятиям включает комбинацию элементов прямого резервирования их доли, элементов субконтрактации, а также помощи, основанной на содействии этим предприятиям в подготовке всего пакета документов, необходимых для участия в соответствующих конкурсах.

Для повышения эффективности взаимодействия малых и крупных предприятий необходимо также преобразовать кластерную концепцию в программу конкретных действий, где будет обозначена роль науки, образования, финансовых инструментов и многое другое.

В своей деятельности субъекты малого бизнеса вступают в противоречивые экономические отношения с субъектами крупного бизнеса. Противоречивость этих взаимоотношений заключается в том, что практически всегда, малое предприятие, вступая во взаимоотношение с крупным предприятием, рискует попасть в зависимость от своего партнера. Малому предприятию необходимо взвешивать все плюсы и минусы этого партнерства, т. е. во всех случаях необходимо анализировать трансакционные издержки. Если эти издержки выше, чем ожидаемый результат от взаимодействия, то необходимо либо полностью отказаться от этой формы партнерства, либо комбинировать данную форму с какой-либо другой, с целью снижения трансакционных издержек.

Ни одно явление современной общественно-экономической жизни нель-зя характеризовать однозначно как положительное или отрицательное. Взаимоотношения малого и крупного бизнеса — не исключение. Именно существование преимуществ и недостатков для обеих сторон дает возможность развивать и совершенствовать его. От совокупности и превалирования отдельно взятых характеристик в каждом конкретном случае будет зависеть положительное или отрицательное решение о вступлении во взаимоотношения. А современное формирование новых тенденций и направлений его развития только способствует положительному решению данного вопроса.

Проблемы взаимоотношений малого и крупного бизнеса и пути их решения

Малый бизнес часто считается довольно обособленным сектором экономики, противостоящим лишь в немногом крупным и средним предприятиям. При этом не учитывается, что он — органичный элемент единой хозяйственной системы, созидательным ядром которой является крупное производство. Корпорации имеют десятки исследовательских лабораторий и центров во многих странах, создают фактически свое научное сообщество, осуществляющее широкий поиск в технической, маркетинговой и планово-стратегической областях в интересах повышения конкурентоспособности своего бизнеса. Именно солидная научная база больше всего способствует крупным производителям в их устойчивой работе, а государство, как правило, готово им помочь, если их дела вдруг пошли не лучшим образом.

Иногда крупным предприятиям противопоставляются некоторые положительные свойства малого, а также среднего бизнеса, например, гибкость и мобильность в противовес определенной инерционности громоздких хозяйственных структур. Но не учитывается разница функций каждого из этих видов предпринимательства в развитии экономики на высокой технической основе [6, С.26].

Малый бизнес существенно помогает продвижению многих новинок на рынок, популяризации их, является зачастую фактически частью маркетинговой системы компаний, в целом активно участвует в сбыте, обслуживании, ремонте изделий массового производства и т.д. Он стремится использовать новейшее оборудование, поскольку своевременная ориентация на выпуск более выгодной продукции обеспечивает, хотя бы временно, хорошие доходы и продлевает функционирование при быстром переделе рынков сбыта и насыщения их конкурентоспособными товарами.

Малое предпринимательство в развитых странах функционирует в огромном массиве крупных наукоемких и конкурирующих между собой производств. На каждое из них приходятся сотни и даже тысячи мелкотоварных образований, постоянно возникающих и быстро деградирующих.

[3]

Заметим, что рынки многих товаров и услуг делятся сегодня прежде всего между крупнейшими производителями и лишь иногда с участием средних предприятий на отдельных направлениях. Малый же бизнес, как правило, не представлен количественно определенным сегментом рынка промышленных товаров. Так, в обрабатывающей промышленности США он поставляет примерно треть выпускаемой отраслью продукции. Однако нет ни одного рынка других изделий, где такая значительная доля принадлежала бы малому бизнесу. Конечно, в строительстве, торговле, общественном питании его рыночные позиции легко определимы, хотя здесь речь, естественно, не идет о персонификации сегментов соответствующих рынков.

Циклическое развитие рыночного хозяйства порождает во время кризисов периодическое сокращение числа работников на многих предприятиях. Пополняются ряды высвобожденных и незанятых людей и за счет структурной безработицы в результате технических преобразований в экономике, расширения трудосберегающих инвестиций. Некогда востребованные и пригодные по профессиональным качествам кадры, а затем временно свободные частично оказываются занятыми малым предпринимательством, в том числе путем открытия того или иного собственного дела, прежде всего за счет личных накоплений или кредита. Но через некоторое время эти работники могут быть привлечены вновь развивающимся средним и крупным бизнесом на приемлемых для них условиях в том случае, если мелкое предприятие не преуспевает и есть возможность пройти профессиональную переподготовку в успешно действующих компаниях.

Читайте так же:  Роль и влияние малого бизнеса на экономику россии

Часть малого бизнеса, хотя и незначительная, положительно воздействует на инновационную конкуренцию и развитие среднего и крупного производства на обновленной технической основе. Такое происходит в результате собственных удачных технологических находок и даже открытий, дающих возможность в первую очередь самым богатым корпорациям, способным приобрести и применить их в массовом производстве, обновлять выпускаемую ими продукцию, расширять ее ассортимент, создавать принципиально новые предприятия. Иногда малые предприниматели могут разбогатеть за счет своих нововведений, стать совладельцами формируемых крупных производств.

Российский малый бизнес в основном помогает крупным зарубежным производителям, вытесняющим наших предпринимателей с внутренних и внешних рынков. Есть надежда, что, например, в авиационной промышленности будут созданы при поддержке государства конкурентоспособные корпорации с собственной научной базой. Однако дело продвигается слишком медленно. Во многих же других отраслях консолидация производственных и интеллектуальных возможностей гораздо слабее.

При реформировании экономики надо было создавать инновационно конкурентную среду, которая сейчас лишь зарождается. С учетом сложившейся ситуации государство призвано содействовать формированию крупных корпораций в народном хозяйстве, росту их инновационного потенциала. От этого будут зависеть судьбы малого и среднего бизнеса.

Необходима государственная политика не только по отношению к малому, но и среднему, крупному и сверхкрупному предпринимательству. Сегодня средний и не самый крупный бизнес поддерживается зачастую региональными властями инвестициями и инновационными ресурсами, что обеспечивает положительные результаты. Но главное состоит в том, что нужны инновационно независимые суперкорпорации, способные конкурировать с высоко интеллектуально оснащенными ТНК. Для этого надо либерализовать антимонопольные меры, активизировать инвестиционную политику Центра, расширить финансирование производственных НИОКР, помогать корпорациям-холдингам закупать за рубежом лицензии, использовать потенциал ТНК, вовлекая их во взаимовыгодное партнерство с нашими крупнейшими объединениями [6, С.27].

Интересы отечественного малого, среднего, крупного и сверхкрупного бизнеса очень часто не совпадают. В этой связи представляется, что интересы инновационно мощных, крупнейших хозяйственных структур должны быть не первом плане у государства. Экономическая политика призвана разграничивать последствия реформирования для названных видов бизнеса, не сводя все к оценке воздействия этих мер на те или иные отрасли экономики. Иначе будет неоправданно ослабляться то или иное предпринимательство в пользу другому.

Жесткая антимонопольная политика тоже сдерживает экономический рост, не всегда устраивающий малый бизнес, поскольку, например, трудовые ресурсы, особенно наемный труд, устремляются на средние, крупные и сверхкрупные предприятия. Поэтому малое предпринимательство скорее поддержит экономические меры, угнетающие производство, чем активизацию развития отечественного хозяйства, в том числе за счет импортозамещения.

Чтобы стимулировать экономическое развитие, очень важно сдерживать рост цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, что особенно существенно для энергоемкого крупного и крупнейшего бизнеса с его пространственной рассредоточенностью и разбросанностью по всей стране поставщиков и потребителей. Создание единого тарифного органа — очень полезная мера, если от него будут зависеть ценовая и тарифная политика, эффективное противодействие ее неоправданной либерализации. Крупный промышленный бизнес должен поддержать его в сдерживании роста затрат товаропроизводителей на транспорт и энергоносители, обедняющих ресурсы развития, прежде всего ведущих предприятий.

В заключение отметим, что, во-первых, анализируя взаимодействие и взаимосвязь малого и крупного бизнеса, приходится дополнительно взвешивать детали межукладного механизма, перспективы его функционирования. Это обусловлено недостаточностью статистической и иной информационной базы для исследования данного вопроса.

Во-вторых, корпоративно-конкурентная среда позволяет объединить в мощные концерны юридически и коммерчески независимые субъекты, создать конкуренцию для них как внутри, так и за пределами концерна и фактически (до определенной степени) соединить в одном механизме концентрацию и специализацию, монополизацию и конкуренцию.

Бизнес и государство: в чем взаимный интерес?

Экономическая нестабильность и засилье кризисных явлений в жизни страны непременно сказываются на таком важном сегменте, как бизнес. На сегодняшний день тему взаимодействия предпринимательских кругов и государственных структур можно назвать самой обсуждаемой в обществе, поскольку даже умам непосвященным понятно, что существование одного без другого просто невозможно. По этой причине очень важно осознавать, в чем проявляется взаимодействие государства и бизнеса и какую пользу они могут извлечь из обоюдной заинтересованности.

Функциональная значимость институтов

Говорить о высокой значимости и большой ответственности, которые берут на себя две самые важные составляющие любой страны, сегодня уже не приходится. Вполне понятно, что каждая из них делает свой вклад в благополучие каждого жителя отдельно и всего социума в целом. При этом каждый из институтов имеет свою сферу влияния, от которой, собственно, и зависит, как живет народонаселение.

Что определяет деятельность государства

Так, можно сказать, что государство имеет непосредственное отношение к:

  • обеспечению в обществе стабильности и безопасности жизни;
  • обеспечению социальных выплат;
  • регулированию экономических вопросов;
  • защите экологии и охране окружающей среды;
  • поддержке культурной составляющей общества.

На что влияет деятельность бизнеса

В свою очередь, бизнес-круги влияют на:

  • создание новых рабочих мест;
  • создание материальных благ для обеспечения жизнедеятельности общества;
  • развитие в социуме отношений собственности;
  • формирование спроса на товары и услуги.

При более детальном рассмотрении перечисленных сфер можно отметить, что ни одна из них не сможет функционировать исключительно при поддержке только лишь одного из рассматриваемых институтов. В любом случае для нормального развития данных процессов необходима эффективная модель взаимодействия общества, бизнеса и государственной власти.

Кроме того, выделить лидера в данном союзе невозможно, как и невозможно сказать, кто без кого сможет просуществовать дольше. Важным остается и понимание каждой из сторон своей ответственности в построении современного общества и здоровой атмосферы в нем. Такой подход даст возможность:

  • наладить конструктивный результативный диалог и взаимодействие бизнеса и власти;
  • поставить корректные цели и задачи;
  • определить инструменты и пути достижения целей.

Задача государства – обеспечить участие бизнеса в решении перечисленных вопросов на равных правах, а не отводить ему роль безвольного игрока, вынужденного подчиняться решениям власти.

Как происходит взаимодействие

Первое, что необходимо принимать во внимание, – что порядок построения отношений между двумя институтами регулируется на уровне законодательном. Согласно существующим законам, основное направление деятельности государства определяется как создание здоровых экономических условий для функционирования компаний. И если в задачу бизнеса входит только лишь выполнение перед страной своих налоговых обязательств, то от государственных органов зависят еще и культурная, социальная, политическая сферы.

Зарубежный опыт

Наблюдение за развитием взаимоотношений института власти и бизнеса в зарубежных странах приводит к выводам, что в более развитых и экономически стабильных государствах формы взаимодействия бизнеса и государства отличаются большим разнообразием, начиная от выполнения совместных контрактов, заканчивая образованием интегрированных корпораций и совместных предприятий.

Читайте так же:  Что такое рефинансирование и зачем оно нужно

Так, к примеру, российская схема построения отношений выглядит так: на рассмотрение власти поступают различные предложения от предпринимателей. Если принимается положительное решение, и проект получает одобрение, государство приступает к созданию определенной инфраструктуры, в рамках которой и будет осуществлена заявленная идея. Только после этого, собственно, начинается этап воплощения ее в жизнь.

Взаимодействие государства и бизнеса в зарубежных странах выглядит несколько иначе. Такой механизм, как правило, носит название Publiс Private Partnership и зиждется на проектах от государства, которые привлекают частные инвестиции для создания необходимой инфраструктуры и реализации плана.

По словам специалистов, именно такая форма взаимодействия является наиболее правильной. Обоснованием тому служит тот факт, что именно власть должна определять, каким должно быть партнерство с бизнесом и выльется ли оно в по-настоящему равноправное сотрудничество.

Нельзя не отметить, что западным странам присущ плюрализм в вопросе построения отношений между двумя основополагающими институтами. Он выражается в таких формах:

  • поддержание конкурентной среды, духа соперничества, что обеспечивает, в свою очередь, свободное развитие личности;
  • возможность получения максимальной прибыли, которая по своей сути является важнейшим, а зачастую и единственным показателем успеха;
  • отношения с государством как с политическим регулятором исключительно в ограниченный временной промежуток;
  • верховенство решений судебных инстанций в спорных вопросах между всеми участниками делового процесса.

[1]

Такая концепция позволяет власти играть роль арбитра, не дает ей возможности иметь предвзятое мнение и принимать упрежденные решения.

Как свидетельствует практика зарубежных держав, наиболее успешной схемой в построении диалога между двумя институтами является создание бизнес-ассоциаций, которые берут на себя функцию представления интересов всех форм бизнеса, начиная от малого, заканчивая крупным. Особенно актуальной такая форма взаимодействия является для государств с переходной экономикой, в которых традиция участия граждан в построении современных рыночных отношений находится на стадии формирования. Такой способ ведения диалога эксперты называют самым действенным в процессе оказания влияния на принимаемые властью решения.

Нельзя не отметить, что отличительной чертой, к примеру, Евросоюза, является гибкость внешней политики, что позволяет выстраивать ее на основании интересов бизнес-кругов. Данный метод без труда можно имплементировать и в российской экономике, но для этого нужно решить некоторые проблемы.

Российские реалии

Учитывая особенности ведения дел в нашей стране, можно сказать, что довольно распространенным является такое явление, как теневая экономика, что обусловлено нежеланием чиновников идти навстречу предпринимателям.

Кроме того, власть всегда заинтересована больше не в промежуточных процессах и результатах, а в результате. По этой причине, если он ее не устраивает, она берет на себя контроль за всеми финансовыми и товарными потоками.

Не меньшую обеспокоенность вызывает и отсутствие четких форм сотрудничества. При этом сами же предприниматели зачастую нарушают правила игры, что выражается в создании теневых схем, махинациях и навязывании своих условий. Самым верным решением в такой ситуации станет готовность обеих сторон идти на уступки и достижение компромиссов.

Формы сотрудничества

Таким образом, весь спектр отношений между двумя структурами можно разделить на формальные и неформальные, коллективные и индивидуальные, гласные и скрытые, социально значимые и частные.

Основные формы взаимодействия власти и бизнеса можно определить так:

  • лоббизм – попытки определенных групп и общественных объединений продвинуть во власти свои идеи, выгодные для данных профессиональных образований;
  • коррупция как результат теневой экономики. Основная причина, по которой данная форма имеет место, заключается в быстроте принятия выгодных для бизнеса решений. Ее же можно назвать платой за возможность преступать закон, решение мелких бюрократических вопросов, тормозящих важные для бизнеса процессы;
  • согласительные процедуры – на их основании предприниматели получают возможность оспорить принятые властью решения на всеобщих обсуждениях. Данное явление в современной России пока является новым и на федеральном уровне не применяется;
  • заключение соглашений – данный метод более реален для сегодняшней страны и обычно выражается в таких уже хорошо известных формах, как установление квот на что-либо, выполнение планов, реструктуризация долгов и прочих вариантах договоренностей.

При этом инструментами достижения последних могут стать такие виды взаимодействия:

  • совместные государственно-частные компании;
  • лизинг и отношения аренды;
  • госконтракт;
  • концессия.

Учитывая тот факт, что малым предприятиям довольно сложно выйти на равный уровень партнерских отношений, самыми приемлемыми для нашей страны можно назвать как раз последние три варианта.

На какие проблемы следует обратить внимание

Не стоит забывать, что даже при взаимной заинтересованности друг в друге оба института должны учитывать ряд особенностей, которые тормозят достижение взаимопонимания.

Все ключевые проблемы взаимодействия бизнеса и власти зиждятся на одной простой особенности – нежелании последней рассматривать предпринимательство как равноправного партнера.

Такая позиция государства обусловлена рядом причин:

  • отсутствием эффективных механизмов принятия необходимых решений;
  • коррупцией;
  • стремлением власти добиться сразу двух результатов – не выйти за рамки закона и получить запланированный результат;
  • отсутствием прозрачности работы государственных служб;
  • низкой профессиональной подготовкой чиновников на различных уровнях государственного аппарата;
  • неэффективностью принимаемых решений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Все это в конечном итоге ведет к тому, что бизнес не получает возможность осуществлять свою деятельность в нормальной экономической и политической обстановке; это толкает предпринимателей на поиск обходных путей. В такой ситуации уже сложно говорить о соблюдении интересов социума, поскольку каждый из институтов пытается отстоять свои цели. Кроме того, современные реалии не добавляют желания предпринимательским кругам вообще идти на диалог с государством, чему виной существующий опыт взаимоотношений государства и бизнеса: их характер определила постепенно уходящая в историю, но все еще имеющая огромное влияние административно-командная системе управления, которая применялась в СССР.

Источники


  1. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.

  2. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.

  3. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.
  4. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.
Идентификация проблем сотрудничества малого и крупного бизнеса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here