Кто отвечает за безопасность детей в школе

Самое важное по тематике: "Кто отвечает за безопасность детей в школе" от профессионалов. Здесь собрана вся информация и полностью раскрыта тема. В случае возникновения вопросов - задавайте их дежурному специалисту.

Школа отвечает за жизнь и здоровье учеников и после уроков, – если они находятся на ее территории

luislouro / Depositphotos.com

Школа должна надзирать за своими малолетними учениками в течение всего времени, когда дети находятся в школе или на закрепленной за школой территории, в том числе после окончания занятий. При этом именно школа предполагается виновной и отвечает за вред, причиненный одним ребенком другому, если она не осуществляла должный надзор за ним в момент причинения вреда. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая дело о школьной драке (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 27 мая 2019 г. № 77-КГ19-10).

Двое мальчишек – учеников средней школы (оба – младше 14 лет) – непосредственно после уроков поссорились и подрались. Прямо на школьной территории. Потасовка была серьезной – «проигравший» перенес операцию, затем длительное восстановительное лечение и неоднократную психологическую помощь. Мама этого мальчика потребовала от родителей обидчика компенсировать стоимость морального вреда, и те выдали ей расписку об обязательстве выплатить 100 тыс. руб. и часть требуемой суммы. Но впоследствии они потребовали деньги обратно, а компенсацию посоветовали просить у школы. В итоге родители драчунов оказались в суде: одна сторона просила взыскать моральный ущерб, вторая – вернуть деньги и признать расписку недействительной.

[2]

Районный и областной суды удовлетворили первые требования, а во встречных отказали:

  • мама избитого мальчика к школе с иском не обращалась;
  • школа отвечает за поднадзорных учеников только во время уроков или иных школьных мероприятий (п. 3 ст. 1073 Гражданского кодекса);
  • драка случилась после уроков и завершения учебного процесса;
  • никаких дополнительных мероприятий, например, внеурочной деятельности, в школе в тот день не планировалось;
  • школа не принимала на себя обязательств по сопровождению учеников до дома после окончания учебного времени и контролировать их поведение либо передавать учащихся их родителям;
  • значит, дети выбыли из-под контроля образовательного учреждения, а отвечать за вред должны родители «победителя» (п. 1 ст. 1073 ГК РФ).

ВС РФ эти решение и постановление отменил, указав на следующее:

Итог: дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Кто ответит за травмы школьника?

За причиненный ребенку вред к ответственности привлекут школу, а в некоторых случаях – провинившегося ученика или его родителей. На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

В каком случае школа будет нести ответственность за вред, причиненный ученику?

Закон обязывает образовательное учреждение создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст. 51 Закона об образовании). Ответственность за причинение вреда ученику школа будет нести в случае, если в момент инцидента он находился под ее надзором. Например:

Таким образом, школа несет ответственность, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют контроль за поведением учеников.

Во всех указанных примерах родители могут требовать проведения внутреннего расследования и установления виновных лиц. Если пришлось платить за лечение и реабилитацию ребенка, родители могут обратиться в суд и вправе рассчитывать на компенсацию понесенного ими материального ущерба и причиненного ребенку морального вреда в случае отказа школы удовлетворить их требования добровольно.

В каком случае школа будет освобождена от ответственности?

  • Если ребенок не является учеником этой школы, т. е. между ею и его родителями не был заключен договор на оказание образовательных услуг. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье своих учеников (ст. 32 Закона об образовании).
  • Если ученик получил травму на территории школы, но фактически находился в этот момент под надзором родителя. Например, когда до начала уроков и до момента передачи ребенка тренеру из-за недосмотра родителя он упал с лестницы.
  • Когда ребенок находился под надзором школы, но вред ему был причинен не по ее вине. Так, к ответственности наряду со школой могут быть привлечены родители ребенка – причинителя вреда. Но для этого должен быть установлен факт ненадлежащего воспитания, иначе ответственность в полном объеме будет возложена на школу за неосуществление должного контроля за поведением и здоровьем обучающихся.

Школа имеет право предъявить к родителям ученика, причинившего вред другому ребенку, регрессный иск. То есть школа вправе потребовать компенсировать ущерб, который был взыскан с нее родителями пострадавшего ребенка. Это возможно, если будет доказано, что родители причинителя вреда безответственно относились к его воспитанию, не осуществляли должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к ним внимания), не выполняли родительские обязанности, которые на них возложены ст. 63 Семейного кодекса.

  • В случае достижения ребенком 14 лет он самостоятельно несет ответственность за причиненный вред (п. 1, 2 ст. 1074 ГК РФ). Когда у несовершеннолетнего нет доходов и имущества, достаточных для возмещения вреда, он должен быть возмещен его родителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
  • На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

    Можно обратиться к школе с требованием о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда, взыскании убытков. Можно привлечь к ответственности причинителя вреда или родителей провинившегося ребенка.

    Размер компенсации определяется по соглашению сторон, а в случае спора – в судебном порядке.

    На основании анализа судебной практики можно сделать вывод, что средний размер компенсации морального вреда зависит от субъекта РФ и усмотрения судьи:

    • легкий вред здоровью – от 20 000 до 100 000 рублей;
    • средний вред здоровью – от 150 000 до 500 000 рублей;
    • тяжкий вред здоровью – до 1 000 000 рублей.

    Степень вреда определяется на основании медицинской экспертизы.

    Что поможет получить компенсацию за причиненный вред?

    • Документы, подтверждающие травму. Если школьный врач не может оказать должную помощь, вызывается скорая. В архиве подстанции скорой помощи впоследствии можно получить медицинские документы. При их наличии школа не сможет отрицать произошедшее.
    • Стоит запросить в школе копию акта о несчастном случае и иные документы, связанные с расследованием произошедшего (приказ о дисциплинарном взыскании, докладные записки, объяснительные ответственного учителя, классного руководителя, завуча, протоколы классного собрания, выписки из протоколов заседания комиссии по профилактике правонарушений и т.п.). Внутреннее расследование школы позволит установить виновных.
    Читайте так же:  Что лучше открыть при создании бизнеса ип или ооо для предоставления услуг

    Школа не вправе отказать в выдаче этих документов. В случае отказа можно обратиться к адвокату и попросить его направить в школу адвокатский запрос с целью получения необходимых документов или направить жалобу в прокуратуру.

  • Пригодятся показания других детей в качестве доказательств обстоятельств произошедшего. Как правило, объяснения детей содержатся в документах школы, связанных с расследованием произошедшего. Также дети могут быть вызваны в суд для дачи объяснений на правах свидетелей.
  • Потребуется собрать доказательства в подтверждение понесенных убытков. Например, можно предоставить документы, доказывающие необходимость проведения не предусмотренного ОМС лечения, санаторно-курортного лечения и отсутствие права на него и т.п.
  • Необходимо сохранить чеки и медицинские документы, в которых отражен ход лечения. Они помогут подтвердить размер понесенных трат и обосновать требуемую сумму компенсации морального вреда (причинение морального вреда презюмируется, но доказательства влияют на размер компенсации).

    Что делать, чтобы призвать к ответственности виновных?

    После сбора перечисленных выше документов рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

    1. Обратитесь к адвокату, чтобы получить правовую оценку ситуации.

    2. До обращения в суд составьте претензию к образовательному учреждению или родителям ребенка – причинителя вреда о компенсации материального ущерба и морального вреда в добровольном порядке.

    3. Обратитесь в суд в случае отказа школы выполнить ваши требования.

    Исковое заявление подается мировому судье, если одновременно с требованием имущественного характера на сумму не более 50 000 рублей заявлено производное от него требование о компенсации морального вреда; в районный суд – в иных случаях, в том числе если в иске заявлены и другие требования, не подлежащие оценке (например, об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина).

    По общему правилу, исковое заявление направляется в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика – школы или родителей ребенка, причинившего вред. Но возможна иная подсудность по выбору истца. Так, с требованием о компенсации морального вреда можно обратиться в суд по вашему месту жительства.

    Школа несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка даже после занятий и за пределами здания

    Драка в школе – большой риск для безопасности детей, их жизни и здоровья, т.к. порой дети умудряются серьезно покалечить друг друга. Хулиганов в школах хватает, — в интернете можно встретить немало видеороликов с драками и издевательствами, но нередко виновные по разным причинам остаются безнаказанными.

    Все привыкли к мысли, что за все, то происходит в школе во время занятий, отвечает школа. Но несет ли школа ответственность за детей после занятий и даже после того, как дети вышли из здания школы? Ответ на этот вопрос обычно интересует не только родителей, но и руководство школы.

    Нередко в школе драки происходят уже после занятий. Причем такие инциденты бывают как в здании школы, так и за пределами здания, но на территории школы.

    Как распределяются границы ответственности?

    В какой момент школа перестает отвечать за безопасность детей, которые находятся на территории школы? Эти вопросы имеют критическое значение, если в результате драки ребенок получил травму и необходимо определиться, кто будет отвечать за это.

    Недавно Верховный Суд РФ разобрался в споре между родителями пострадавшего школьника и родителями школьника, виновного в причинении вреда. Поскольку виновный на момент драки не достиг 14 лет, уголовное дело о причинении тяжкого вреда здоровья не было возбуждено. Родители виновного сначала согласились выплатить пострадавшему 100 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда и даже написали расписку, что сделают это, и заплатили 30 тыс. рублей, но потом решили в суде признать эту расписку недействительной и свалить всю вину на школу. Суды первой и кассационной инстанции с родителями школьника, виновного в причинении вреда здоровья, не согласились и взыскали в пользу родителей пострадавшего ученика оставшиеся 70 тыс. рублей.

    Но Верховный Суд РФ акты нижестоящих судов отменил, направив дело на новое рассмотрение, т.к. суды не исследовали важные обстоятельства, а значит, решение, возможно, после исследования этих обстоятельств, в итоге может оказаться иным.

    Итак, на что обратил внимание Верховный Суд по границам ответственности школы:

    1) школа обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, обеспечивающие жизнь и здоровье обучающихся, и отвечает за неисполнение этой функции (ч. 6-7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

    2) если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора (п. 3 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ).

    Это значит, что школа отвечает за неосуществление должного надзора за малолетним в момент причинения им вреда. Верховный Суд указал, что такой надзор должен осуществляться в течение всего периода нахождения малолетних в образовательном учреждении, в том числе и на закреплённой за образовательным учреждением территории;

    3) в «урочные» дни учителя должны привлекаться к дежурству по школе не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия (п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени педагогов, утв. приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).

    Значит, за обеспечение безопасности детей в школе и на её территории (школьном земельном участке) за 20 минут до начала занятий и в течение 20 минут после окончания уроков, отвечает школа.

    ВС указал, что нижестоящие суды не учли, что в рассмотренном случае драка между школьниками была непосредственно после окончания учебных занятий, то есть в период, когда несовершеннолетние должны находиться под надзором образовательного учреждения;

    4) законодательством РФ установлена презумпция виновности школы, обязанной осуществлять надзор за малолетним, причинившим вред во время нахождения под ее надзором. А это значит, что именно школа должна доказать отсутствие своей вины в причинении вреда учащимся, которые находятся на территории школы непосредственно после окончания занятий (не позднее 20 минут).

    Читайте так же:  «porte's» - марка, которой доверяют

    Итак, главный вывод очевиден – школа в целом несет ответственность за безопасность детей не только на уроках и в перерывах между уроками (на переменах), но и в течение 20 минут до и после уроков, причем не только в здании школы, но и рядом со школой – на земельном участке, являющимся школьной территорией.

    Значит ли это, что если в результате драки один ученик покалечит другого, то виновник не будет отвечать за последствия для здоровья пострадавшего и весь спрос будет только со школы? Конечно, нет. Задача школы в такой ситуации будет доказать – руководство и ответственные лица сделали все, что могли — дежурили на территории, увидев предпосылки к драке, постарались её предотвратить и т.д.

    То есть если школа сделала, все, что зависит от неё, но вред школьнику все равно был причинен, то отвечать будет именно причинитель вреда (его родители, опекуны, попечители – если они ненадлежащим образом исполняли свои обязанности по воспитанию, поощряли драки и т.п.).

    Родителям стоит разъяснить это своим детям и не допускать возникновения конфликтов, перерастающих в драки и причинение вреда.

    Ответственность родителей за обеспечение безопасности детей
    материал на тему

    Вложение Размер
    otvetstvennost_roditeley.docx 12.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ответственность родителей за обеспечение безопасности детей

    при их участии в дорожном движении.

    В статье 63 Семейного Кодекса РФ закреплены следующие обязанности родителей: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей».

    Статьей 5.35 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Если эти условия не выполняются, то родители могут быть привлечены к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Санкция данной статьи предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.Субъектом данного правонарушения являются родители.

    Основаниями для привлечения к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ являются действия (бездействие) лиц, выражающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении ими обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, совершенные умышленно или по неосторожности.

    Ответственность родителей за управление детьми скутерами и мопедами

    В последнее время все большую популярность приобретают мотоциклы, мопеды и скутеры.

    В случае управления одним из вышеуказанных транспортных средств водителем, не имеющим водительского удостоверения соответствующей категории, наступает административная ответственность в виде штрафа в размере от 5000 до 15000 рублей, а в случае передачи управления такому лицу – 30000 рублей.

    Особенно актуальна ответственность родителей, которые приобретя мопед, беспечно передают его в руки своего несовершеннолетнего ребенка, тем самым рискуя опустошить семейный бюджет на сумму от 35 до 45 тысяч рублей за каждый случай управления. В эту сумму не входят еще расходы за эвакуацию и штраф стоянку, а это еще свыше 1700 рублей, в зависимости от срока хранения. Таким образом, стоимость одной поездки ребенка без соответствующего водительского удостоверения обходится порой дороже стоимости мопеда.

    Но наибольшее беспокойство вызывает жизнь и здоровье ребенка, который, не зная Правил дорожного движения и не имея практических навыков, выезжает на проезжую часть. Результаты этого, к сожалению неутешительны…

    Уважаемые родители! Приобретая своим детям игрушки, задумайтесь о тех последствиях, к которым они могут привести. Транспортное средство, будь то велосипед, скутер или мопед – средство повышенной опасности, выезжая на проезжую часть, ваш ребенок подвергает свою жизнь смертельной опасности!

    В силу своих возрастных особенностей дети недооценивают опасности, которая может ожидать их на дороге. Именно родители должны предостеречь своих детей от возможной трагедии.

    Кто отвечает за безопасность детей в школе

    8(495)912-63-37
    [email protected]

    Методические рекомендации «Ответственность педагогических работников за обеспечение безопасности обучающихся во время образовательной деятельности»

    Авторы-составители: Субботина Татьяна Валентиновна, Зубков Вадим Геннадьевич, методисты ГМЦ ДОгМ

    Пояснительная записка

    Является ли сфера образования опасной настолько, чтобы уделять повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности? Можно считать, что сидящие за партами учащиеся получают знания при полном отсутствии каких-либо опасных факторов. Но такие факторы имеются, и в достаточном количестве. Это и опасные вещества, с которыми учащиеся имеют дело в кабинетах химии; это и различные инструменты, которые изучаются на уроках технологии; это и спортивные снаряды, используемые на уроках физической культуры; это и электричество, имеющееся в любом кабинете. Надо также понимать, что присущие детям подвижность и любознательность, а также их слабая осведомленность в вопросах безопасности–- это ещё одна причина повышенного травматизма среди детей и подростков.

    В статье 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года говорится о том, что образовательная организация несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

    Одним из определяющих факторов успешного функционирования образовательной организации является обеспечение безопасности обучающихся и соответствующее снижение травматизма среди них. При этом особую актуальность приобретают вопросы организации работы по профилактике травматизма обучающихся во время образовательной деятельности.

    Целью данных методических рекомендаций является показать ответственность педагогических работников за обеспечение безопасности обучающихся во время образовательной деятельности и предложить организационные мероприятия по исключению возможных неблагоприятных последствий учебно-воспитательной деятельности.

    Создание безопасной образовательной среды

    В статье 41 п. 1 п.п. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года говорится, что образовательная организация должна обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в ней. В связи с этим основой деятельности образовательной организации является создание образовательной среды, ориентированной на сохранение жизни и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья всех участников образовательной деятельности. При этом основными задачами образовательной организации в части создания безопасных условий осуществления образовательной деятельности являются:

    — обеспечение выполнения участниками образовательного процесса требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания;
    — предотвращение несчастных случаев с обучающимися, воспитанниками в ходе образовательной деятельности и во время проведения мероприятий, организованных образовательной организацией;
    — формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
    — выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
    — профилактика и пресечение противоправного поведения, защиту детей и работников от преступных посягательств;
    — организация транспортной безопасности при перевозке детей;
    — обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений, оборудования и технических средств обучения.

    Читайте так же:  Куда вложить доллары, чтобы не потерять сбережения

    Обеспечение безопасности в школе должно быть организовано так, чтобы заранее исключить возможные неблагоприятные последствия учебно-воспитательной деятельности. Осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований правил по мерам безопасности учителями школы, заведующими кабинетами и другими педагогическими работниками является обязательным условием в работе по организации безопасных условий при проведении занятий с учащимися в учебных мастерских, кабинетах химии, информатики, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных занятий.

    Нормативно-правовое обеспечение безопасности образовательной деятельности

    Школа должна иметь правовые и организационные документы по обеспечению безопасности: комплект внутренних приказов и документов образовательной организации по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, планы, памятки и рекомендации для детей, сотрудников и родителей).

    В образовательной организации рекомендуется разработать локальный акт «Основные положения об организации работы по обеспечению безопасности образовательной деятельности в школе».

    Руководитель образовательной организации, в соответствии с разработанным Положением, приказом устанавливает объекты ответственности педагогических работников по обеспечению безопасности образовательной деятельности. Например:

    — Заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности обеспечивает безопасность обучающихся и сотрудников при эксплуатации здания, мебели, инвентаря и другого хозяйственного оборудования, находящегося в здании организации. Если в образовательной организации есть сотрудник, отвечающий за административно-хозяйственную работу (или сотрудник, назначенный по приказу), то ему может вменяться в обязанность ежедневный контроль состояния электропроводки, щитовой, туалетов, лестничных пролётов, регулярный осмотр здания и территории школы с целью предотвращения появления посторонних подозрительных предметов.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    — Заместитель директора по содержанию образования отвечает за безопасность образовательного процесса при проведении учебных занятий согласно расписанию занятий, а также при проведении учебных экскурсий вне здания школы.

    — Заместитель директора по воспитанию и социализации отвечает за безопасность образовательного процесса при организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, в том числе спортивных, как в здании школы, так и вне, если они были организованы в соответствии с планом работы школы, а также во время экскурсий по плану воспитательной работы организации; за организацию безопасной работы группы продлённого дня и организацию дополнительного образования.

    — Заведующие кабинетами, учителя, руководители кружков, секций обеспечивают безопасность образовательной деятельности в своих кабинетах, мастерских, спортивном зале во время учебных занятий и занятий дополнительного образования.

    — Классные руководители, назначаемые из числа педагогических работников общеобразовательной организации, несут ответственность за формирование у учащихся своего класса мотивов безопасного поведения. Классный руководитель обязан в своей деятельности планировать и проводить профилактическую работу с классом по предупреждению несчастных случаев и травм.

    Конкретные должностные обязанности работников по обеспечению безопасности образовательного процесса излагаются в должностных инструкциях каждого заместителя директора, педагогического работника, специалиста. Учителя несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся непосредственно на проводимом уроке и во время воспитательных мероприятий. В случае возникновения ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью учащихся, учитель обязан незамедлительно сообщить о ней руководителю образовательной организации и действовать по определённому алгоритму, который разрабатывается в школе и имеет статус локального акта школы.

    Если ребёнок получил травму во время нахождения его в школе, ответственность за причиненный вред здоровью несет образовательная организация. Родители имеют право предъявить требования по возмещению вреда, причинённого здоровью ребёнка, к школе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    В любой образовательной организации должен быть приказ «Об обеспечении безопасности жизни и здоровья участников образовательной деятельности», который должным образом должен быть доведён до каждого педагогического работника и сотрудника.

    Предотвратить ситуацию, опасную для жизни и здоровья обучающихся, может систематический административный контроль:

    — за своевременным проведением инструктажей по правилам и мерам безопасности, предусмотренных учебными программами, в том числе и в «специализированных» кабинетах (химии, физики, информатики, технологии, биологии, изобразительного искусства, физкультуры);

    — за обеспечением безопасного пространства в образовательной организации (исключение возможности контакта детей с травмоопасными предметами) в здании школы и на прилегающей территории.

    Локальный акт, регулирующий организацию работы по созданию безопасных условий образовательной среды, должен предусмотреть категорическое запрещение во время учебно-воспитательной деятельности:

    — учителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям – удалять обучающихся с учебных занятий;

    — не пускать в класс учащихся, опоздавших на урок;

    — отправлять детей во время учебного процесса домой за забытыми вещами и т. п.;

    [3]

    — учителям использовать на учебных занятиях несертифицированное оборудование;

    — оставлять учащихся одних в кабинетах и на переменах без присмотра учителя;

    — отпускать детей с общешкольных мероприятий без письменного заявления родителей (законных представителей).

    Ответственность за безопасность обучающихся

    В образовательной организации должна быть установлена строгая ответственность, в соответствии с приказом руководителя, для учителей и воспитателей за жизнь и здоровье учащихся при передаче их из классов на занятия внеурочной деятельностью, в период проведения консультативных, кружковых занятий, во время прогулок, при сопровождении учащихся в культурные, спортивные и другие учреждения.

    С целью обеспечения соблюдения учащимися правил безопасности при проведении практических, лабораторных работ, спортивных занятий, всех видов кружковой работы, занятий в кабинетах физики, химии, технологии, информатики учителя и руководители кружков должны иметь утверждённые в школе инструкции по правилам безопасности, которые должны быть вывешены для ознакомления в учебных кабинетах, мастерских, спортивном зале. В процессе образовательной деятельности учитель обязан проводить вводный инструктаж при переходе от одного вида работ к другому.

    Иногда травмы случаются из-за конфликтных ситуаций и драк. Задача педагогов состоит в том, чтобы научить детей правовым нормам поведения в социуме, умению общаться друг с другом (умение выразить свое желание, выслушать желание другого человека, договориться и т. д.). Необходимо помнить, что предупреждение конфликтов наиболее перспективно на ранних стадиях, на этапе их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребёнка от группы других детей, затянувшееся выяснение отношений. При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: школа – модель общества, где обучающиеся усваивают социальные нормы отношений между людьми.

    Читайте так же:  Письмо о расторжении договора

    Но если конфликтная ситуация привела к нарушению здоровья обучающегося, отвечать придётся школе! Если травма случилась в результате драки или агрессивного поведения одного из детей, то опять же вино­вен будет учитель, поскольку он как представитель школы обязан пред­принять все меры и не допустить причинение даже самого незначи­тельного вреда здоровью учащихся.

    За ненадлежащее исполнение своих обязанностей педагог может быть привлечён к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

    Ребёнку в школе стало плохо. Законодательством Российской Федерации предусмотрен порядок действия и ответственность образовательной организации в случае, когда у обучающегося возникают проблемы со здоровьем или были получены повреждения здоровья. Педагогический работник, непосредственно проводивший учебное занятие (мероприятие), во время которого произошёл несчастный случай с обучающимся, обязан немедленно сообщить о несчастном случае руководителю организации (или лицу, его замещающему), осуществляющей образовательную деятельность. Руководитель образовательной организации (или лицо, его замещающее), осуществляющей образовательную деятельность, при наступлении несчастного случая в первую очередь обязан немедленно организовать оказание первой помощи пострадавшему и при необходимости – доставку его в медицинскую организацию, а также проинформировать о несчастном случае с обучающимся Учредителя, родителей или законных представителей пострадавшего.

    Для предупреждения несчастных случаев и травм при проведении образовательной деятельности необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также о действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ;

    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 602 «Об утверждении Порядка расследования и учёта несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность»;

    2. Приказ Департамента образования города Москвы от 30 октября 2017 г. № 1070 «Об организации работы по расследованию несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных организаций и иных учреждений, подведомственных ДОгМ»;

    4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

    Ответственность образовательного учреждения за безопасность детей
    материал на тему

    Материал к педсовету по вопросам безопасности.

    Вложение Размер
    otvetstvennost_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya_za_bezopasnost_detey.docx 20.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Материал к педсовету на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ».

    БЕЗОПАСНОСТЬ школы — это условие сохранения жизни и здоровья учащихся и работников, а также материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций (Приказ Министерства образования РФ от 12 января 2004 г. № 31 «Об утверждении и реализации программы Минобразования России на 2004 – 2007 годы «Безопасность образовательного учреждения»).

    Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики школы и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния школы (Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2005 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях»).

    • проходят обучение (в учебное время) по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;
    • принимают участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;
    • осуществляют чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.

    Перечень мероприятий по обеспечению безопасности.

    ∙ Обеспечение контрольно-пропускного режима;

    ∙ Охрана имущества школы;

    ∙ Охрана имущества учеников (гардероб);

    ∙ Обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий.

    ∙ Укрепление ограждений, решеток на окнах 1-ых этажей;

    ∙ Установка охранно-пожарной сигнализации, в т.ч. «тревожной кнопки»;

    ∙ Установка систем контроля доступа (домофоны) и систем видео наблюдения.

    ∙ Проведение тренировок с персоналом школы по действиям при ЧС;

    ∙ Периодические осмотры охраняемого объекта;

    ∙ Взаимодействие с правоохранительными органами (противодействие «школьному» хулиганству, в т.ч. телефонному терроризму) и общественными организациями.

    4. Обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса

    Безопасность школы является приоритетной в деятельности администрации школы и педагогического коллектива.

    Ответственность образовательного учреждения за безопасность детей

    Обеспечение безопасности учащихся во время образовательного процесса – одно из условий работы школы. В случае нарушения этого условия образовательное учреждение должно нести ответственность согласно действующему законодательству.

    На уроке физкультуры ученица не удержалась на канате и, упав, получила травму спины. Какое наказание ждет учителя? Влияет ли на ситуацию тот факт, что девочка полезла на канат, не реагируя на запрет педагога?

    Наказание понесет, в первую очередь, не учитель, а школа, поскольку, согласно ст. 1068 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей, возмещает работодатель. Поэтому в данном случае именно школа должна возместить родителям ученицы моральный вред, а также расходы на лечение.

    А учителя может ожидать следующее:

    1. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей педагог может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (вплоть до увольнения , это зависит от степени тяжести травмы) в порядке, установленном ст. 192 и 193 Трудового кодекса РФ. Такого понятия, как «не реагировала на запрет учителя», действующее законодательство не содержит, поэтому на ситуацию этот нюанс никак не влияет. Исключение составляет так называемый «форс-мажор», которого в данном случае нет.
    2. Школа, заплатив родителям ученицы материальную компенсацию и моральный вред, вправе взыскать суммы понесенных ею расходов в порядке регресса с виновного учителя (ст. 1081 ГК РФ).

    Кроме того, в случае причинения тяжкого вреда здоровью ученицы (это должно быть подтверждено результатами судебно-медицинской экспертизы) учитель может быть привлечен к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 118 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей).

    Учитель поехал с классом на экскурсию. По возвращении обнаружилось, что один учащийся «где-то потерялся». Оказалось, что ребенок в суматохе не успел сесть в нужный автобус. До школы он добрался самостоятельно. Чем может грозить учителю такое халатное отношение к обязанностям? А если бы с ребенком что-то случилось, какова была бы ответственность учителя? Важно ли при этом, сколько ребенку лет?

    За «потерю» ученика на экскурсии (если ученик не пострадал) учителю грозит лишь дисциплинарное взыскание (замечание или выговор). А вот если бы с ребенком в это время что-нибудь случилось – ответственность, так же как и в первом рассмотренном нами случае, несла бы, в первую очередь, школа, а потом уже учитель (дисциплинарное взыскание, регресс, уголовное дело).

    Читайте так же:  Как купить квартиру в новостройке или на вторичном рынке и не быть обманутым – советы юриста

    Статья 32 Закона РФ «Об образовании» не разграничивает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье учеников в зависимости от возраста последних. Поэтому в каком бы классе ребенок не учился, его «потеря» во время экскурсии повлечет для школы и педагога одинаковые последствия.

    На уроке математики подрались два ученика. Конфликт между ними завязался на перемене, но в начале урока они опять начали выяснять отношения и оба получили небольшие ссадины и синяки. Виноват ли учитель? Кому родители могут предъявить претензии?

    Учитель в данном случае, конечно же, виноват, поскольку он как представитель школы обязан был принять все меры для того, чтобы не допустить причинение любого (даже незначительного) вреда здоровью учащихся (в т. ч. в результате драки). Родители, согласно указанной выше ст. 1068 ГК РФ, должны предъявлять претензии не учителю, а школе.

    На перемене один учащийся ударил другого, и тот, упав, сильно ушиб голову. Могут ли родители предъявить претензии дежурному учителю и учащемуся, виновному в происшествии?

    Руководствуясь ст. 1068 ГК РФ, родители могут предъявить претензии только самой школе. Также им можно посоветовать написать на имя директора жалобу на дежурного учителя для проведения в отношении его дисциплинарного (служебного) расследования, по результатам которого дежурный учитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

    Ученица старшей школы агитировала младших ребят вступить в некую организацию, клуб (фактически – секту), раздавала листовки, приглашала на собрания. Обеспокоенные родители пришли к директору школы с требованием наказать ученицу. Можно ли ее привлечь к какой-либо ответственности?

    Ученица никакой ответственности не несет, несмотря на возраст. Ответственность целиком возлагается на образовательное учреждение (школу), в т. ч. на конкретных педагогов, допустивших незаконное распространение агитационного материала среди несовершеннолетних.

    Ученик средней школы опоздал на урок, и учитель не допустил его до занятий. Ребенок отправился «гулять» по школе и упал с лестницы. Кому родители могут предъявить претензии?

    Родители должны предъявить претензии школе, поскольку, как уже говорилось выше, согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании» ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса несет само образовательное учреждение. Ответственность учителя наступает лишь в порядке регресса либо в случае причинения тяжкого вреда здоровью ребенка (ч. 2 ст. 118 УК РФ).

    [1]

    Может ли учитель отпустить ученика в туалет с урока?

    юрист, консультант информационного центра «МЦФЭР Ресурсы образования»

    1. Недостаточный присмотр за учениками

    Есть “правило номер один”, которое в школах нарушается чаще всего: никогда не оставляйте учеников (вне зависимости от их возраста) одних в классе, без присмотра! Вне всяких сомнений, большинство несчастных случаев со школьниками происходит именно тогда, когда учитель их не видит — и, к сожалению, очень часто это становится результатом слабого или некачественного надзора или решения просто «выйти в коридор на секундочку» . Какими бы занятыми, обязательными и примерными ни были дети, они никогда — повторяю , никогда! — не должны оставаться без контроля со стороны ответственного взрослого человека, особенно в школьном классе. В школе должны быть утверждены четкие процедуры, определяющие альтернативное наблюдение за учениками в случае вынужденного отсутствия учителя в классе. Учителя обязаны соблюдать эту процедуру. Точка.

    2. Пренебрежение обучением школьников необходимым правилам

    Несмотря на распространенное мнение о том, что школьники чаще всего получают травмы на игровой площадке или на переменах, они также подвержены риску, просто переходя из одного класса в другой или от одного рода занятий к другому. Хорошо спланированные процедуры передвижения учеников , а также поведения на улице, в быту создадут все условия, чтобы подобные происшествия были пресечены, еще не начавшись. Но залог успеха в таких ситуациях — позаботиться о том, чтобы правильно преподнести детям необходимые правила и на учить школьников неукоснительно следовать им. В этом могут помочь три основных шага: регулярное и систематическое обучение , применение и, если необходимо, повторное обучение . Четкие повторяющиеся действия прочно фиксируются в памяти школьников и становятся привычкой , в результате чего количество чрезвычайных происшествий и несчастных случаев с детьми уменьшается .( Систематическое проведение инструктажей)- папка классных руководителей.

    4. Плохое знание правил безопасности в школе и невыполнение их

    От каждого учителя требуется, чтобы он знал все правила техники безопасности и строго следовал им, периодически обновляя свои познания.

    Не освежая время от времени знание этих материалов, забывая о необходимости соблюдения правил техники безопасности, учителя ставят школу, учеников и себя самих в опасное положение, которое не защитит их, если ребенок, находящийся под их опекой, получит серьезную травму в то время, как ими были нарушены соответствующие правила или предписания. ( Контрольно-пропускной режим, инструкции дежурного класса, учителя, правила внутреннего распорядка и пр. Приказы)

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Сможем ли мы уберечь детей от всех опасностей? Конечно же, нет. Но каждый может сделать все, что от него зависит, чтобы быть уверенным: несчастные случаи происходят в школе действительно случайно, а не по причине нашей халатности, безответственности или неспособности уделить должное внимание возникшей проблеме. В конце концов, ни один учитель не хочет ночами волноваться о том, не получил ли ученик травму из-за его неведения, легкомысленности или недосмотра.

    Источники


    1. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.

    2. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.

    3. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.
    4. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.
    Кто отвечает за безопасность детей в школе
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here