Налог на попутчиков

Самое важное по тематике: "Налог на попутчиков" от профессионалов. Здесь собрана вся информация и полностью раскрыта тема. В случае возникновения вопросов - задавайте их дежурному специалисту.

Подвез попутчика за деньги: чем грозит?

Вот почему перевозка попутчика за деньги грозит крупными неприятностями.

Так уж получается, что в нашей стране людям постоянно не хватает денег. Вот и стараются наши граждане найти для себя «халтуру», чтобы подзаработать. Особенно в наши дни, когда доходы населения падают уже несколько лет подряд. Естественно, что в сложных экономических условиях ждать повышения зарплаты от работодателя можно до второго пришествия.

Поэтому традиционно люди в нашей стране не сидят на месте, довольствуясь одной маленькой зарплатой, а пытаются подзаработать на стороне. Иногда складывается ощущение, что в нашей стране только официально все плохо. А благодаря теневой экономике многие граждане живут, оказывается, в общем даже ничего.

Например, вы когда-нибудь слышали о том, какие деньги крутятся в сфере нелегального извоза? Вы не поверите, но даже после ужесточения ответственности за нелегальные легковые перевозки в такси в нашей стране по-прежнему существует огромная армия нелегальных таксистов. Да, в Москве и в ряде крупных городов нелегалов стало значительно меньше. Ведь теперь большинство заказов таксисты получают от агрегаторов такси, которые раздают заказы только лицензированным перевозчикам. Вот в крупных городах и стало невыгодно нелегально заниматься легковыми перевозками. Чего не скажешь о регионах нашей необъятной Родины, где по-прежнему доля нелегальных легковых перевозок такси очень большая.

Так что, как видите, закон о такси, вступивший в силу в 2011 году, не решил проблему нелегальных таксистов. В итоге в этой сфере продолжает крутиться черный нал, с которого бюджет недополучает огромные деньги.

Но и это еще полбеды. К этой армии нелегальных перевозчиков еще добавились обычные граждане, которые периодически выходят на дорогу подхалтурить, «ловя руки» на дороге. Многие автолюбители, например, перевозят попутчиков после работы или в выходной день. Таким образом за месяц у удачливых нелегальных таксистов получаются неплохие деньги. Для многих людей это неплохая прибавка к основной зарплате.

Но знаете ли вы, что перевозка попутчиков за деньги может обернуться для вас огромной головной болью, в результате которой у вас будут большие проблемы с законом?

Большая часть таких халтурщиков на дороге знают, что, подвозя попутчика за деньги, они нарушают закон. Ведь, как правило, расчеты между водителем и попутчиком производятся наличными деньгами, которые нигде не фиксируются. По сути же, это нелегальный перевозчик, который получил доход, осуществив перевозку попутчика за денежное вознаграждение. А раз есть доход, то он согласно действующему в России законодательству подлежит налогообложению в размере 13 процентов (налог на доходы физических лиц).

Особенно выгодно стало халтурить на дороге после появления в России различных агрегаторов попутчиков, которые раздают заказы через специальные мобильные приложения (работает точно так же, как агрегаторы легковых перевозок такси).

То есть теперь многие водители могут не только «ловить руки» на дороге, но и получать заказы через мобильный телефон, перевозя попутчиков. Но самое плохое, что подобный род деятельности незаконен. Мало того что в процессе подобных перевозок нарушается действующий федеральный закон о таксомоторных перевозках, в рамках которого каждый водитель обязан получать разрешение на таксомоторные перевозки, так еще и ряд других, более важных законодательных норм, за несоблюдение которых грозит серьезная ответственность. По сути, различные онлайн-сервисы попутчиков – это прямой аналог такси, позволяющих перевозить людей без лицензии.

Но как могут привлечь водителя к ответственности, если, как правило, зарегистрированные в подобных сервисах водители не являются индивидуальными предпринимателями и не имеют разрешение на легковые перевозки такси? Да и автомобили, перевозящие попутчиков, зачастую не имеют определенной цветовой гаммы кузова, наклеек «шашки» и опознавательного фонаря такси на крыше. Как же власти могут выявить факт нелегальной перевозки?

Ну, «поймал руку» на дороге, посадил пассажира, подвез по пути до нужного адреса, получил несколько сот рублей – и все. Какое же здесь нарушение закона? Неужели кто-то будет проверять подобные мелкие нарушения за какие-то копейки?

Так-то оно так. Да, проверки на дорогах по выявлению нелегальных перевозчиков встречаются не часто. Но они все равно есть. В первую очередь чаще всего проводятся плановые контрольные закупки, в рамках которых сотрудники налоговой инспекции совместно с представителями Министерства транспорта и сотрудниками ОБЭП выходят на дороги страны под видом обычных клиентов. Иногда такие подставные клиенты заказывают автомобили и через новомодные сервисы попутчиков.

Это делается для того, чтобы выявлять нелегальных перевозчиков. По сути, таким образом власти борются с нелегальными таксистами, которые регулярно перевозят людей, нарушая закон. Но время от времени под горячую руку налоговиков и сотрудников МВД попадают и обычные граждане, которые решили подзаработать на дороге по пути с работы или в выходной день. И каково же их удивление, когда в результате контрольной закупки в несколько сотен рублей выясняется, что им грозит серьезная ответственность.

Чем грозит, если подвезти попутчика за деньги?

Естественно, за нелегальный извоз вы будете отвечать по всей строгости закона.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.04.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Согласно тому же закону разрешение на легковые перевозки выдается на автомобиль, а не на человека.

Теперь давайте посмотрим по порядку, какие штрафы ждут водителей, нелегально занимающихся таксомоторными перевозками или перевозящими попутчиков за деньги.

Читайте так же:  Как найти идеальную работу

Согласно пункту 2.1 статьи 12.3 КоАП РФ, за перевозку пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Соответственно, при контрольной закупке после перевозки подставного пассажира вас как минимум ждет ответственность по статье 12.3 КоАП РФ.

Плюс добавьте сюда статью 11.14 1 :

Статья 11.14.1. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси

1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц – десяти тысяч рублей; на юридических лиц – 30 000 рублей.

2. Невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и подтверждающих оплату пользования легковым такси, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 1 000 рублей; на должностных лиц – 10 000 рублей; на юридических лиц – 30 000 рублей.

3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 3 000 рублей ; на должностных лиц – 10 000 рублей; на юридических лиц – 50 000 тысяч рублей.

Соответственно, нелегальному перевозчику в случае выявления нарушений также грозит ответственность в виде штрафа в размере 3 000 рублей. Правда, эта ответственность грозит только тем, кто уже имеет разрешение на легковые перевозки такси, но по каким-то причинам решил не устанавливать на машину опознавательный фонарь и не наносить на кузов цветографическое обозначение такси.

Если вы не имеете лицензию такси (разрешение), то вас ждет ответственность не только по статье 12.3 КоАП РФ, но и также ответственность по статье 12.4 КоАП РФ.

Так, согласно части 3 статьи 12.4 КоАП РФ, незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 000 рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, – 20 000 рублей; на юридических лиц – 500 000 рублей.

Но и это еще не все. Знаете ли вы, что, выезжая на дорогу «побомбить» без специального на то разрешения, вы, по сути, занимаетесь нелегальным предпринимательством? Дело в том, что, согласно Федеральному закону ФЗ-69 «О Такси», разрешение на таксомоторные перевозки выдается только индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам. Соответственно, вы не можете получить лицензию на такси, не став предпринимателем.

Занимаясь же нелегальным извозом (даже изредка), вы можете быть привлечены к ответственности за нелегальное предпринимательство согласно статье 14.1 КоАП РФ:

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

[1]

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц –

от 4 000 до 5 000 тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Самое плохое, что теоретически вашу машину могут даже конфисковать. Хотя подобных случаев еще не было. Единственное, что встречается в практике привлечения нелегальных таксистов по статье 14.1 КоАП РФ, – это арест автомобиля до решения суда.

Что делать, если вас вызывают в налоговую по поводу нелегального извоза?

Да-да, может быть и такое. Например, вы подвезли пассажира, который, заподозрив, что вы занимаетесь нелегальными таксомоторными перевозками (это можно узнать, вбив госномер вашей машины в реестре такси), обратился в налоговый орган или в Министерство транспорта с целью проверки автомашины на предмет нелегального извоза. В этом случае вам нечего бояться, поскольку для того чтобы привлечь вас к ответственности, налоговый орган и Министерство транспорта должны доказать факт оказания платных таксомоторных услуг. В этом случае у них на руках должен быть какой-то документ, что вы брали в руки деньги. Без контрольной закупки установить факт получения денег от пассажира за оказание нелегальной услуги невозможно. Если же вы получили от своего попутчика деньги переводом на банковскую карту, то в этом случае у проверяющих органов уже могут появиться частичные доказательства оказания нелегальных платных услуг такси.

Подвез попутчиков — плати штраф 5000 рублей

Похоже, в России серьёзно взялись за тех водителей, кто постоянно подвозит попутчиков, и сервисы «бла-бла-кар» и им подобные. Таким образом, собираются бороться с нелегальными перевозчиками.

Как бы ни пытались законодатели бороться с «бомбилами» среди таксистов, на дороге нелегалов не становится меньше — тех, кто подвозит людей за деньги или бензин и, как считают власти, занимается предпринимательской деятельностью, а налоги не платит и другие отчисления не делает.

Так, в Чувашии прошли рейды против нелегалов, которые перевозят пассажиров, пользуясь популярным ресурсом BlaBlaCar. Дорожные полицейские обнаружили машины, которые перевозят пассажиров по нелегальному маршруту, без каких-либо документов, сажают пассажиров, где хочется с помощью указанного приложения.

Власти предупреждают, что такие рейды будут проводить регулярно, и не только в Чувашии, но и в других регионах, в том числе в столицах.

В сервисе «BlaBlaCar» журналистам объяснили, что приложение не предусмотрено для использования в коммерческих целях — это строго под запретом, водители могут только компенсировать часть потраченных на бензин средств. Как постановил Краснодарский суд, это не нарушает российское законодательство. Если кто-то хочет заниматься частным извозом, придется получить разрешение на перевозку и платить налоги. Но, походе, наши автомобилисты найдут, как заработать. В «BlaBlaCar» пообещали пресекать такие случаи и содействовать правоохранителям.

Если у водителя не будет соответствующих документов на перевозку пассажиров, его оштрафуют на 5000 рублей. Такой же штраф предусмотрен, если он брал с пассажиров плату за проезд без документов и договоров. Это всё административные штрафы. Если будет доказано, что водитель занимался незаконной предпринимательской деятельностью без лицензии и разрешения, тогда, по статье 171 Уголовного кодекса РФ, предусмотрен штраф до 300 000 рублей.

Читайте так же:  Правила внутреннего трудового распорядка

Власти Москвы хотят собирать налоги с водителей BlaBlaCar и «Яндекс.Попутки». Бизнес против

Департамент транспорта Москвы в ходе заседания рабочей группы по регулированию карпулинга (совместные поездки на транспорте, при которых пассажир оплачивает часть расходов на бензин) предложил признать такие путешествия услугой. Столичные власти хотят собирать налоги с платежей в сервисе, сообщает газета «Коммерсант».

По словам эксперта Аналитического центра при правительстве Алексея Сафронова, Москва хочет обязать пассажиров сервиса карпулинга оплачивать услуги в только в безналичной форме через платформу агрегатора. Мера позволит облегчить налоговый контроль за операциями.

В протоколе заседания рабочей группы фигурирует и встречная инициатива. От налогообложения предлагают освободить плату, которую водители получают от пассажиров в качестве компенсации расходов. В документе не указан автор предложения. По словам президента ассоциации ЕТС «Автобусные линии страны» Бориса Лорана, идею налоговых льгот водителям в карпулинге поддерживали в Минэкономики, Союзе пассажиров и сервисах карпулинга.

Представитель одного из карпулинговых сервисов рассказал, что деньги, которые водители получают от попутчиков при междугородных поездках меньше издержек на горючее, поэтому эта плата не подлежит налогообложению. А в BlaBlaCar отказались комментировать вопросы, которые обсуждались в ходе рабочей группы.

Однако против льгот для сервисов карпулинга выступают традиционные автобусные перевозчики. «Если вы квартиру свою сдаете за стоимость ее же коммуналки — с вас потребуют НДФЛ. В сервисах попутчиков то же самое», — заявил Борис Лоран.

В Аналитическом центре при правительстве предлагают решать недостаточную конкурентоспособность автобусов ослаблением регулирования поездок на автобусах. Отсечь нелегальных перевозчиков, использующих карпулинг, можно с помощью запрета на регистрацию в таких сервисах для машин, где больше восьми пассажирских мест.

В середине июля BlaBlaCar попросил принять закон о регулировании сферы карпулинга. Поводом стала угроза блокировки сервиса, возникшая после обвинений в незаконных перевозках.

После заседания рабочей группы при Минтрансе, в которой готовят предложения о регулировании отрасли, в BlaBlaCar ограничил некоммерческие перевозки для водителей микроавтобусов пятью местами в салоне. Если водители захотят взять в салон больше пяти пассажиров, то им придется заключить официальный договор с сервисом карпулинга.

6 августа холдинг Mail.Ru Group сообщил о продаже собственного сервиса поиска попутчиков BeepCar компании BlaBlaCar. В рамках соглашения BlaBlaCar будет продвигать свои услуги на площадках Mail.Ru Group, а с осени этого года трафик BeepCar будут перенаправлять на BlaBlaCar.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сервис BlaBlaCar запустился в 2006 году. Компания фокусировалась на длинных междугородних маршрутах. На российский рынок компания вышла в 2014 году. Россия стала для BlaBlaCar крупнейшим рынком с более чем 15 млн пользователей (общий размер аудитории сервиса — 65 млн).

Холдинг Mail.Ru Group в феврале 2017 года запустил райдшеринговый сервис BeepCar, который позволяет водителям находить себе попутчиков и продавать места в своей машине. А в январе 2018 года «Яндекс» начал испытания райдшерингового сервиса «Яндекс.Попутка». В конце января этого года BlaBlaCar запустил новый алгоритм поиска попутчиков, а также провел ребрендинг и показал новый логотип.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

: @incnews

За перевозку родственников и друзей можно получить штраф в 15 000 рублей

Посадил к себе в машину пассажира — будь то сосед или случайный попутчик — готовься к штрафу, и не одному. Министерство транспорта, заручившееся поддержкой ГИБДД, инициировало на дорогах страны специальные рейды. Законны ли они, разобрался портал «АвтоВзгляд».

Вот скажите, бывает же такое, когда вы или вас попросили подвезти в аэропорт или до дома из офиса? Так вот: лучше не давайте денег коллеге по работе на бензин и не разрешайте заправлять лучшему другу или родственнику, которых подвезли вы, собственную машину. В противном случае, можете нарваться на внушительные штрафы. Не верите? А зря!

В Чувашии уже прошли специальные мероприятия по выявлению водителей, занимающихся нелегальной перевозкой. Более того: можно легко попасть и под наказание, предусмотренное законодательством за незаконную предпринимательскую деятельность. Подобные операции будут проводится регулярно и по всей стране.

Кто сегодня не знает популярный сервис райдшеринга Bla Bla Car? Очень удобно, а главное — дешево. Если на такси, к примеру, из Москвы до Питера поездка обойдется в 10 000 — 15 000 рублей, то на «Бла бла каре» — всего в пару тысяч. Приложение разработано для тех, кому скучно за рулем и тех, кто с минимальными тратами мечтает добраться из точки А в точку В.

Символичные 10 литров «горючки» — и вы в пути, да только есть риск не отделаться малой кровью ни водителю, ни пассажиру. Это ведь не легальный перевозчик: кто знает о техническом состоянии транспортного средства? Про состояние самого водителя лучше умолчим вообще. Попадете в ДТП — ущерб вам или вашим родственникам никто не оплатит. Сами же извозчики нарываются не только на штрафы, но и на обязательные работы и даже арест. Впрочем, кто не рискует, тот не пьет шампанское.

Именно поэтому Минтранс в содружестве с ГИБДД будет систематически устраивать облавы на водителей с целью выявления «бомбил», уклоняющихся от уплаты налогов и нарушающих закон о перевозке пассажиров.

Штраф для водителя, не имеющего соответствующую лицензию, составляет 5000, а в столичном регионе — 10 000 рублей. За отсутствие на автомобиле характерных опознавательных знаков предусмотрен отдельный штраф в 3000 рублей. Еще 1000 «деревянных» придется отдать извозчику за не предоставленный пассажиру чек по оплате за услугу.

Если водитель попадется на нелегальной перевозке несколько раз, его обвинят в незаконной предпринимательской деятельности. В качестве наказания неплательщика налогов ждет штраф от 500 до 2000 рублей, а также обязательные выплаты от полученных сумм в размере 10%. А если будет доказано, что частным извозом он занимался больше трех месяцев, то речь уже пойдет о 20% от прибыли. Да, власти давно следят за нами посредством наших же смартфонов, приложений и соцсетей.

Читайте так же:  Зарплата водителя трамвая

Минфин поддержал идею о налогах с водителей сервиса попутчиков

Новости по теме

Министерство финансов России готовит изменения в законодательстве, согласно которым планируется взимать с водителей сервиса BlaBlaCar подоходный налог в размере 13%.

Об этом говорится в ответе Минфина на запрос Ассоциации региональных пассажирских перевозчиков России (РПП).

В документе за подписью замдиректора департамента налоговой и таможенной политики Виталия Прокаева сказано, что доходы физических лиц, такие как плата за использование транспортного средства или денежные компенсации части расходов, связанных с перевозкой другого гражданина, подлежат налогообложению.

Подробнее читайте в материале интернет-газеты «Вести Карелии».

[3]

Налог за попутчиков. BlaBlaCar, BeepCar, «Яндекс.Попутка» и другие похожие сервисы попали в поле зрения фискалов

По данным «Коммерсанта», пользователей хотят обязать оплачивать расходы водителей только по безналу, чтобы было легче начислять налоги. Что такое карпулинг — бизнес или взаимопомощь?

Водителей сервисов совместных поездок в России обложат налогами. Пользователей BlaBlaCar, BeepCar, «Яндекс.Попутка» и других приложений хотят обязать оплачивать расходы водителей только по безналу, чтобы было легче начислять налоги.

Как пишет «Коммерсантъ», такие нормы прописаны в новом законопроекте о карпулинге — сервисе совместных путешествий на автомобиле. С инициативой выступила рабочая группа, созданная по поручению вице-премьера Максима Акимова.

Для начала надо дать точное определение, что такое карпулинг, чтобы ввести этот вид деятельности в правовое поле. А потом уже разбираться, сколько водитель тратит на бензин и на обслуживание машины и остается ли у него доход, прокомментировал ситуацию президент Московского транспортного союза Юрий Свешников:

Юрий Свешников, президент Московского транспортного союза

«Самое главное, нужно, чтобы рабочие группы и впоследствии законодатели для себя установили четкое понимание — это услуга? Вот берем владельца личного автомобиля, кто ему мешает 13 раз в день придумать какие-то места, куда он хочет поехать? Например, из Бирюлева в Измайлово. И берет ближайших пассажиров, которых он подхватывает. Дальше из Измайлова он хочет ехать на Тверскую, а с Тверской вдруг он захочет поехать в Шереметьево, попить там кофейку. Ведь никто ему не запретит 13 или 15 раз в день изменить свое желание с точки зрения поехать куда-нибудь. И всех пассажиров, которых он будет везти за деньги, они фактически будут его попутчиками, и никто не докажет обратного. Где тогда граница проходит между легальным такси, которое сегодня целым рядом законов у нас регулируется, контролируется и в случае нарушения наказывается, а этот товарищ на личном автомобиле взял с трех попутчиков 500 рублей, да еще не потратил на эту поездку, для своего семейного бюджета сэкономил 1500 рублей — это не заработок?»

В сервисе нет задачи заработать, он рассчитан на взаимопомощь, и нет функции оплаты расходов плюс налог, удивляется такой инициативе координатор «синих ведерок» Петр Шкуматов. Он пользовался сервисом BlaBlaCar как в качестве водителя, так и пассажира.

Петр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведерок»

«Сервис BlaBlaCar функционирует таким образом, чтобы водители не зарабатывали на этих поездках. То есть, когда ты объявляешь цену на поездку, допустим из Москвы в Ростов-на-Дону, там есть максимальная цена, которую ты можешь назначить, и, поверьте, она, даже если ты подсаживаешь троих пассажиров, отбивает только расходы на бензин и, может быть, остается пара сотен рублей сверх того. Это, по сути, система взаимопомощи, когда человеку нужно проехать, как правило, в небольшой городок, куда не ходит вообще ничего, и эти люди в массе своей используют BlaBlaCar. Так вот, государство, которое не отвечает по своим обязательствам в части обеспечения вот этих небольших населенных пунктов общественным транспортом, решило залезть в карман людям, которые оказывают услуги ниже себестоимости, то есть себе в убыток. Мне кажется, те люди, которые предлагают это сделать, немножко не понимают устройство BlaBlaCar и подобных сервисов».

Андрей дважды воспользовался BlaBlaCar в качестве водителя. Определить, является ли экономия заработком, не смог, но налоги платить готов:

— Я ехал один в Крым и, чтобы отбить бензин, брал с собой попутчиков.

— Можно ли на этом что-то заработать?

— Это с какой стороны посмотреть. Сокращение расходов — это тоже заработок. Получается, если бы я один ехал, затраты бы у меня составляли, условно говоря, в районе 7-7,5 тысячи. А здесь я беру трех человек по 2,5 тысячи и сокращаю свои расходы. Как это считать?

— Предлагают облагать налогами все это. Как вы к этой инициативе относитесь?

— С одной стороны, мы живем в стране, которая определенным образом гарантирует безопасность, и за это мы делаем, в том числе когда двигаемся по дороге, начисления. С другой стороны, заработка нет. С другой стороны, с такой суммы налог не очень большой получится. Я не знаю, возможно, и можно. Единственное, мы не знаем, куда идут эти налоги. Если бы это было более прозрачно, тогда бы да, я бы был согласен.

В BlaBlaCar Busines FM заявили, что не комментируют эту инициативу. С Федеральной налоговой службой она «не согласована». В Минфин и Минэкономики предложения не еще поступали.

Правительство установит правила для водителей, ищущих попутчиков за деньги

В основу разработанных правил легли предложения крупнейшего в мире международного онлайн-сервиса поиска автомобильных попутчиков Bla Bla Car, имеющего корни во Франции. Его не очень понятную для многих активность в этом отношении некоторые эксперты связывают с желанием выступить в хорошем свете перед властями, «компенсируя» тем самым прошлогодний скандал, связанный с угрозой его блокировки. До этого прокуратура обвинила ресурс в организации нелегальных перевозок, хотя в итоге ситуация разрешилась в пользу Bla Bla Car.

Объектами регулирования выступают, прежде всего, само понятие «карпулинг» (англ. car «автомобиль» + pool «объединение») или синонимичное ему райдшеринг (англ. ride «поездка» + англ. share «делиться») – совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков.

Читайте так же:  Выбираем электроэрозионный станок

Суть сервисов поиска автопопутчиков состоит в том, что водители и пассажиры заранее договариваются о поездке: первые предлагают свободные места в своем автомобиле, а вторые, то есть люди, планирующие отправиться в том же направлении, бронируют их. Пассажир указывает желаемый пункт отправления и назначения, после чего сервис отображает подходящие предложения от водителей. После поездки пользователи оставляют друг о друге публичные отзывы.

Водители таких сервисов не зарабатывают, оказывая транспортные услуги, а лишь частично или полностью компенсируют расходы на поездку, которые распределяются пропорционально среди всех участников поездки. Это принципиальное отличие подобных услуг от такси, при использовании которого расходы оплачивает только пассажир, а направление поездки не ограничивается водителем, и автостопа, где по факту платит только водитель, который следует исключительно по своему маршруту.

Попутчикам же такие услуги выгоднее: на такси поездка будет гораздо дороже (так, на том же Bla Bla Car из Москвы до Санкт-Петербурга можно доехать в среднем за 1000 руб., тогда как такси стоит минимум 12 тыс. руб.), а автостоп неудобен с точки зрения планирования – далеко не факт, что голосующего кто-то подберет, и что водителю будет прямо до конца по пути с ним.

Как сообщает портал «Колеса.ру», свои предложения по законодательному регулированию райдшеринга в нашей стране российское подразделение Bla Bla Car разработало с учетом опыта работы в Европе, где совместные поездки давно легализованы (работает в 22 странах мира). Правовая база должна позволить разграничить поездки на те, которые совершаются профессиональными извозчиками, чтобы получить финансовую прибыль (учитывая то, что деньги берутся с каждого пассажира); а также те, которые совершают обычные автовладельцы, направляющиеся в другой город с личными целями (где водители не зарабатывают на попутчиках, а лишь компенсируют таким образом часть топливных расходов).

Будут ли эти инициативы реализованы, покажет время. Между тем эксперты предполагают, что в случае принятия этих правил на рынок регулярных междугородных автобусных перевозок вернется около 20% пассажиропотока, который «оттянули» на себя такие сервисы.

«Налог на BlaBlaCar»: в Минтрансе нашли источник пополнения бюджета

В правительстве создали рабочую группу, которая должна разработать юридическую базу для карпулинга — перевозки пассажиров частными автовладельцами за плату

Вице-премьер Максим Акимов поручил создать рабочую группу при Министерстве транспорта для создания юридической базы карпулинга — совместных поездок на частных автомобилях при помощи мобильных приложений для поиска попутчиков. Лидером на этом рынке в настоящий момент является BlaBlaCar. После тяжб с российской прокуратурой по поводу отсутствия лицензий у водителей на частный извоз французская компания даже разработала собственный проект по регулированию своей деятельности в России. В Минтрансе готовы рассмотреть предложение и взять его за основу, выяснил «Коммерсантъ». Представители BlaBlaCar в России и интернет-эксперты, признавая необходимость разработки четких правил для карпулинговых сервисов, опасаются, что излишнее рвение правительства в поиске дополнительных источников пополнения бюджета может разрушить хрупкий IT-рынок этих услуг в России.

Суть карпулинга [car («автомобиль») + pool (объединять»)] заключается не в извлечении систематической прибыли пользователями сервиса, считает руководитель BlaBlaCar в России Алексей Лазоренко. По его мнению, в правительстве при разработке нового закона не должны путать понятия карпулинга и такси. «Создание правовой базы для работы карпулинговых сервисов в России позволит разграничить между собой два типа поездок», — говорится в официальном заявлении Лазоренко.

«Карпулинговые поездки в современном виде получили популярность благодаря развитию интернета и мобильных технологий, это достаточно инновационная отрасль. Логично, что законодательство в сфере транспорта, которое разрабатывалось несколько десятилетий назад, должно быть адаптировано под реалии 21 века», — заключил Лазоренко.

Эксперт в цифровой экономике Арсений Щельцин заявил в интервью корреспонденту «Шторма», что при разработке законодательной базы для карпулинга «государство ни в коем случае не должно уходить в негатив — жесткое регулирование».

В качестве примера того, как карпулинг может быть урегулирован с законодательной точки зрения, Щельцин привел такси. Этот рынок в масштабах всей России, по его словам, сейчас представляет из себя «бардак и хаос» с огромным числом аварий и полной бесконтрольностью перевозок. Однако в нем есть очень важные и позитивные исключения: Москва, Подмосковье и еще несколько регионов, в которых были приняты соответствующие местные законы, регулируют работу электронных систем заказа такси.

В Ростуризме назвали условие блокировки Booking.com в России

«Опыт Москвы здесь оказался достаточно хорошим, поскольку региональное столичное законодательство предусматривает не только выдачу каких-то лицензий и уплату налогов, но и интеграцию с другими системами контроля. Например, полиция может оперативно через базы данных проверять эти же самые лицензии, отслеживать движение транспорта по городу и контролировать время, проведенное таксистами за рулем и так далее», — объяснил Щельцин.

С технической точки зрения решить задачу по собираемости налогов или каких-то дополнительных лицензионных сборов с карпулинговых сервисов вообще не сложно, сказал интернет-эксперт: «Именно для этого в свое время принимался «закон о Google». Но задача собрать как больше налогов не должна быть главной.

Миссия невыполнима: ФНС пока не может взять под контроль переводы с карт

«Сейчас правительство пытается исполнить, на мой взгляд, практически невыполнимую миссию — на выполнение нового майского указа президента собрать около 10 триллионов рублей. В бюджете этих денег не найти — и соответственно, нужно поднять собираемость налогов. Но если создавать какие-то [налоговые] ограничения для таких интернет-сервисов, как BlaBlaCar, то это [никак не поможет решить задачу], ­— сказал Щельцин. — Но есть реальная альтернатива: государство должно создавать мотивацию для развития таких сервисов. Чиновники должны создавать своего рода экосистему [на этом рынке], которая создается за счет интеграции и прозрачности всех процессов».

Сервис BlaBlaCar был создан в 2006 году во Франции. В настоящее время им пользуются в 22 странах мира более 65 миллионов человек, из них более 15 миллионов человек — только в России. BlaBlaCar считается крупнейшим карпулинговым сервисом в РФ.

В середине 2017 года к компании были выдвинуты претензии со стороны прокуратуры Тимашевского района Краснодарского края. Правоохранители посчитали, что у BlaBlaCar нет лицензии на коммерческие перевозки. 12 сентября 2017 года суд поддержал требования прокуратуры, но 19 декабря решение суда по апелляции было отменено, и интернет-сервис не заблокировали.

Читайте так же:  Помощь кредитного брокера в получении кредита

Суд отменил решение о блокировке BlaBlaCar в России

Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО «ОрденФеликса», Главный редактор: Сивкова А.С.

[2]

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими

и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями :«Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»

За попутчиков придется платить НДФЛ

Что случилось?

Минфин и ФНС России намерены брать НДФЛ по ставке 13% с водителей, которые за деньги подвозят попутчиков в рамках сервисов совместных поездок, например BlaBlaCar. Так ответили чиновники на запрос Ассоциации региональных пассажирских перевозчиков. Как сообщили «Известия», в настоящее время Минтранс согласовывает законопроект, которым будет урегулирована сфера карпулинга. Однако налог за всех пассажиров водители обязаны платить уже сейчас, вне зависимости от того, имеют они статус ИП или нет.

Поездки через BlaBlaCar подорожают?

Сервис BlaBlaCar и ему подобные были созданы с целью поиска попутчиков для улучшения логистики и снижения расходов на путешествия граждан. Логично, что если у человека в машине есть свободные места, он может взять попутчиков, с которыми просто скинется на бензин. Обычно это именно так и происходит и никакой материальной выгоды водители не получают. Но чиновники думают иначе.

Выручка водителя, которому пассажир фактически компенсирует часть расходов на перевозку, по мнению Минфина и налоговиков, не освобождена от обложения НДФЛ, поскольку является доходом физлица. Из ответа Минфина на запрос РПП следует, что в статье 217 Налогового кодекса РФ , в которой содержится перечень доходов, освобожденных от НДФЛ, ничего не сказано про совместные покупки или поездки с целью экономии. Следовательно, как указал замдиректора департамента налоговой и таможенной политики Виталий Прокаев, подписавший ответ Минфина на запрос:

Доходы физических лиц, такие как плата за использование транспортного средства или денежные компенсации части расходов, связанных с перевозкой другого гражданина, подлежат налогообложению. В соответствии с пунктом 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физлиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

Действующее законодательство не регулирует такие отношения, но Минтранс уже подготовил законопроект о регулировании сервисов совместных поездок. Он сейчас проходит стадию межведомственного согласования. Этим законом будут отрегулированы не только вопросы налогообложения, но и порядок взаимодействия водителя с пассажирами. Чиновники намерены прописать в нем, что:

  • на условиях карпулинга водитель может делать не больше двух перевозок в день;
  • оплату можно принимать только в безналичном виде, при оплате за наличные требуется статус ИП или самозанятого и кассовый аппарат;
  • за коммерческие рейсы аккаунты водителей будут блокировать.

При этом в законопроекте не указано, что плата за бензин является доходом. Поэтому, есть шанс, что если документ будет принят в первоначальном виде, компенсацию за совместные поездки включат в перечень необлагаемых НДФЛ доходов. Но эксперты считают, что это маловероятно, Минфин высказал четкую позицию на этот счет, и налоги водителям все же придется платить. Более того, для упрощения администрирования и повышения собираемости налога сервисы карпулинга могут сделать налоговыми агентами, чтобы они удерживали и перечисляли в бюджет НДФЛ со всех платежей в пользу водителей.

Видео (кликните для воспроизведения).

В РПП отмечают, что на таких условиях работы водители будут вынуждены включать налог в сумму, которую будут просить с попутчиков. Значит, стоимость карпулинга подорожает как минимум на 13%, а это может сделать его невыгодным. Но главное, что доходы бюджета увеличатся. Это важнее, чем экономия у граждан. Во всяком случае для Минфина.

Источники


  1. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.

  2. Муранов, А. И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами. Некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов / А.И. Муранов. — М.: Городец, 2014. — 144 c.

  3. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.
  4. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.
Налог на попутчиков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here