Образование в израиле

Самое важное по тематике: "Образование в израиле" от профессионалов. Здесь собрана вся информация и полностью раскрыта тема. В случае возникновения вопросов - задавайте их дежурному специалисту.

Система образования в Израиле

Система образования Израиля соответствует выбранному курсу страны – движению к постиндустриальному обществу. Инвестиции и расходы на образование только растут, востребовано профессиональное обучение и повышение квалификации. Трудоустройство в ведущих компаниях мира – это привычное дело для выпускника любого израильского вуза благодаря гибкости, продуманности и высокому качеству образовательной системы государства.

Виды образования в Израиле

В этом государстве есть три вида образования:

  • государственное. Учеба в Израиле осуществляется согласно методике и программам, утверждённым Министерством Просвещения;
  • государственно-религиозное. Помимо обязательных образовательных программ, 40% времени уделяется религиозным предметам;
  • независимое. Это образовательные школы по изучению Торы, часть из них неподконтрольна правительству, некоторые финансируются государством.

Степени получения образования в Израиле

Они особо не отличаются от общепринятых:

  • дошкольное образование;
  • школьное;
  • высшее

Видео о системе образования в Израиле

Дошкольное образование

Для малышей до трёх лет предусмотрены ясли и детские сады, которыми ведает Министерство промышленности. Детей постарше (до 5 лет) можно отдать в специальные детские сады муниципального подчинения (тром-хова). В них воспитатели предпочитают игровое обучение, а педагоги и психологи готовят малышей к дальнейшим школьным будням. Дошкольное обучение в Израиле построено так, что уже в пять лет дети учатся читать и писать. Занимаясь в подготовительных группах, они знакомятся с математикой, основными знаниями о природе, с государственными и религиозными датами.

Особенности школьного образования

Три вида образования, о которых уже было сказано, в полной мере распространяются на школьное. Однако стоит отметить, что единой утвержденной программы обучения в Израиле для всех школ нет. Учебные заведения вольны выбирать сами методы и средства обучения, хотя и находятся под контролем правительства. Как и в России, школьное образование в Израиле начинается с 6 лет и делится на три ступени:

  • начальное — с первого («алеф») по шестой («вав») класс;
  • неполное среднее или промежуточное — с седьмого класса («заин») по девятый («хэт»). Возраст учеников — от 12 до 15 лет;
  • среднее — с десятого («йуд») по двенадцатый («йуд-бет) класс. В итоге дети заканчивают школу в 18 лет.

На протяжении всей средней школы каникулы выпадают на еврейские праздники (кроме летних).

С начальной школы уже начинается изучение иврита в Израиле. Домашнее задание с 1 по 6 класс отсутствует, считается, что вначале нужно научиться элементарно запоминать суть того, что преподаёт учитель.

В государственных школах обязательны к изучению 75% предметов, это стандартные математика, история, английский, информатика, география, иудаистика. 25% остальных выбираются на учебном совете. В государственно-религиозных школах повышенное внимание уделяется соблюдению норм в поведении и одежде. На первый план выходят религиоведение и иудаистика, чтение молитв и Библии.

Родители могут отправлять детей в платные кружки: драматические, профессиональные и технические.

В школах промежуточного уровня начинается деление школьников на группы по успеваемости и способностям. Детей готовят к средней школе, требования к их успеваемости вырастают. В зависимости от способностей учащихся предметы в группах преподаются на разных уровнях.

Полная средняя школа отличается от неполной тем, что в ней готовят к поступлению в вузы, после чего выдают аттестат зрелости, или «багрут». Для его получения нужно сдать Государственный Выпускной Экзамен, с которым справляются далеко не все школьники.


Существуют также профессиональные средние школы в Израиле, в которых могут обучаться дети от 15 до 18 лет, готовясь к какой-то определённой профессии. Есть также сельскохозяйственные школы, военные академии и «йешива» — школы-интернаты религиозного образования. В некоторых из профессиональных школ есть 13 и 14 класс специально для обучения на младшего инженера или техника.

В школах Израиля используется пятибалльная система, в 11 классе начинается деление на профили: научный, гуманитарный или технический.

Репатрианты

Существует специальное образование в Израиле для репатриантов – евреев, которые возвратились на Родину. Они имеют право на денежную помощь от государства, облегченную сдачу экзаменов и упрощённое обучение. Также репатрианты ходят на дополнительные занятия по ивриту или на предметы, связанные с этим языком. Для них часто организовывают классы, помогающим детям адаптироваться.

Для старшеклассников существуют специальные школы Наале в Израиле, обучение в которых бесплатное, также государство финансирует проживание и питание репатриантов. Это трёхгодичные школы, доступные для подростков, которые 9 или 10 класс уже окончили. Основная цель – получение аттестата зрелости, на что и рассчитана учебная программа с интенсивным курсом иврита, а также приобщение к еврейским национальным ценностям. Учащийся волен выбирать предметы в зависимости от предпочтений и склонностей.

Школы с русским языком обучения

Достаточно хорошо представлены русские школы в Израиле, в них начинают учиться уже с 4 лет, несмотря на платное обучение (оно дешевое и доступно каждому). Записаться туда можно любому желающему, но хорошо, если ученик умеет элементарно объясниться по-русски. Как правило, в таких школах учатся дети новых репатриантов. Кроме русского языка и литературы, в этих школах учат математике, музыке, радуют детей развивающими играми.

Высшее образование

Трехступенчатое высшее образование в Израиле немного отличается от привычной российской системы:

  • бакалавриат – 3 года в университетах. Колледжи в Израиле предоставляют 4 года обучения;
  • магистратура длится 2 или 3 года;
  • докторантура. Аналог российской аспирантуры. Период обучения зависит от вуза. На подготовку и защиту докторской работы даётся от 2 до 4 лет.
Читайте так же:  Какая зарплата у библиотекаря

Колледжи Израиля предназначены для освоения технических специальностей, и многие студенты идут туда получать практические знания, чтобы потом применить их в деле. В этой стране они имеют более престижный статус, чем в России.

Сейчас в Израиле можно поступить в один из девяти университетов, у каждого из которых свои особенности. Например, Еврейский университет, расположенный в Иерусалиме, считается старейшим и старым престижным вузом страны. В нём уютно себя могут чувствовать и гуманитарии, и представители технических специальностей. Тель-Авивский университет больше ориентирован на экономические и общественные науки. Также он известен студентами технических дисциплин, как и Технион в Хайфе, где располагаются исследовательские центры Google.

Поступление в университет

Чтобы стать студентом любого университета, необходим аттестат, подтверждающий окончание средней школы, знание иврита, английского и сдача психометрического теста. Он проверяет способность логически и математически мыслить, а также владение английским. На точные или естественные науки сдаётся экзамен по математике, также могут быть дополнительные испытания по профильным дисциплинам. Не исключено собеседование или написание творческих работ, что больше касается гуманитарных специальностей. Стоимость обучения в Израиле варьируется от 2,5 до 3 тысячи долларов в год независимо от университета и факультета, это без учёта расходов на жилье, канцелярию и т.д.

Образование для русских в Израиле

Для русских учеба в Израиле на факультете какого-либо из девяти вузов вполне возможна, необходимо только пройти годичный курс подготовки, который называется “СЕЛА”. Будущих студентов обучают ивриту и необходимым дисциплинам для учебы в университете. Экзамены, необходимые для поступления:

  • иврит;
  • английский;
  • математика;
  • логика;
  • сдача психометрического теста.

Отметим, что медицинское образование в Израиле для иностранцев недоступно.

Обучение для русских, как и для любых иностранцев, платное. Однако они не чувствуют там себя полностью за границей, поскольку 40% преподавателей любого университета говорят по-русски, на нем читают много предметов не только в вузах, но иногда и на подготовительных курсах. И это происходит несмотря на то, что национальные языки Израиля – иврит и арабский.

Послевузовское образование

Возможно как для граждан Израиля, так и для иностранцев, в том числе русских. Его можно получить в традиционных и специализированных университетах, где нужно будет заниматься по программам докторантуры. Обучение платное, как и в случае с бакалавриатом и магистратурой. Обязательные языки для поступления – английский и иврит.

Подтверждение диплома

Это первый шаг на пути к поиску работы, но не стоит путать его с получением разрешения. Подтверждение диплома в Израиле делает Министерство Просвещения. Процедура занимает примерно три-четыре недели, после чего можно получить справку об академической степени и подтверждении диплома, который предварительно заверяется нотариально вместе с вкладышем.

Система образования в Израиле оптимальна для тех, кто желает после него устроиться на достойную работу и одновременно получить всесторонние знания по многим дисциплинам. Также оно является отличным способом погрузиться в тысячелетнюю историю страны, её законы и обычаи, выучить Священное Писание. Получить высшее образование в Израиле почётно для любого человека, в государстве ценятся и точные науки, и гуманитарные.

Высшее образование в Израиле

Стоимость обучения в университетах Израиля составляет около 10-13 тысяч шекелей в год.

Для израильтян, которым трудно оплачивать такую сумму, существуют организации, которые помогают найти стипендии и помощь от различных фондов, предоставляемую в соответствии с социально-экономическим положением или за общественное волонтерство.

Если Вы приняли решение репатриироваться и получить или продолжить образование в Израиле, Управление по делам студентов:

  • предоставит вам информацию о возможностях учебы и учебных заведениях;
  • проконсультирует вас в выборе специальности и направлении обучения;
  • поможет в социальной и культурной адаптации в студенческой среде;
  • предоставит помощь на оплату обучения.

Совместный отдел Министерства абсорбции и Департамента алии и абсорбции Еврейского агентства, дает квалифицированные консультации по вопросам высшего образования и предоставляет молодым репатриантам денежную помощь для оплаты учебы в Израиле.

Телефоны местных отделений Управления:

  • Тель-Авив 972-3-5270852
  • Иерусалим 972-2-6214543
  • Хайфа 972-4-8631147/8
  • Беэр-Шева 972-8-6272180

Подробная информация от Управления по делам студентов: Информация Управления по делам студентов.pdf

Список учебных заведений, обучение в которых может быть оплачено Управлением по делам студентов (2015 – 2016 учебный год): Список вузов.pdf

Высшее образование в Израиле

В данной статье будут детально рассмотрены все ключевые особенности образования в университетах Израиля. Конкретно по пунктам будет предоставлена информация об основных вузах Израиля, алгоритме поступления в них, ценах и трудностях в обучении.

Главные вузы страны

Всего в Израиле насчитывается девять учреждений, которые относятся к «высшим учебным», занимающихся исследованиями и присваивающих академические степени. За деятельностью университетов и качеством образования следит специальный орган при власти – Совет по высшему образованию.

Университет Тель-Авивский

Старейшим крупным университетом Израиля является Технион в городе Хайфа. Это один из главных учебных центров страны, известный и за ее пределами. Общее количество строений на территории вуза достигает 90. Как следует из названия, университет имеет инженерно-техническую направленность. Обучение здесь ведется на 17 факультетах. В числе специальностей Техниона:

  • Картография;
  • Электротехника;
  • Сельское хозяйство;
  • Математика;
  • Химия;
  • Физика;
  • Медицина;
  • Архитектура;
  • Педагогика.

И многие другие.

За звание крупнейшего университета с Технионом успешно борется Еврейский университет Иерусалима. Он был основан годом позже, но статус университета получил раньше. Здесь также расположена крупная Еврейская национальная библиотека. В этом университете ведется обучение на таких направлениях:

  • Общественные науки;
  • Гуманитарные науки;
  • Естественные науки;
  • Медицина;
  • Сельское хозяйство;
  • Педагогика;
  • Юриспруденция.

Тель-Авивский университет в одноименном городе является третьим претендентом на звание крупнейшего вуза Израиля. При нем функционирует более 70 научно-исследовательских комплексов, включая астрономическую обсерваторию. Также здесь работает Школа для иностранных студентов, позволяющая слушать курсы на протяжении семестра или года, а так же проходить обучение по обмену. В Тель-Авивском университете действует 9 факультетов:

Читайте так же:  Как правильно осуществить перевод совместителя на постоянную работу

Университет Технион
  • Гуманитарный
  • Точных наук
  • Естественных наук
  • Социальных наук
  • Искусств
  • Инженерный
  • Медицинский
  • Управления бизнесом
  • Юридический

Ариэльский университет расположен в городе Ариэль. Это самый молодой университет Израиля, такой статус был присвоен заведению в 2005 году. В университете действует специальный образовательный проект, позволяющий евреям, проживающим вне Израиля, проходить обучение здесь в течение одного или двух семестров. Список факультетов учреждения:

  • Естественных наук
  • Социальных и гуманитарных наук
  • Наук о здоровье
  • Инженерный

Отдельного упоминания заслуживают еще три учебных заведения. Первое – Открытый университет Израиля. Особенностью данного вуза является исключительно дистанционное обучение. Также это учреждение не требует никаких документов, подтверждающих ваш уровень знаний. Здесь отсутствуют кафедры – студент будет «слушать» выбранный им курс напрямую.

Второе учебное заведение – это институт им. Вейцмана. Известный своими научными исследованиями в области биологии, вуз принимает только студентов, уже имеющих степень бакалавра израильского университета. Язык преподавания здесь – английский.

Открытый университет

И третий вуз – это институт им. Вингейта. Он специализируется на преподавании физической дисциплины и спорта. Институт по праву считается лучшим в стране в своей области, здесь действует колледж, несколько исследовательских центров и спортивная база для национальных сборных.

Система высшего образования и некоторые особенности

В целом, обучение в вузах страны построено по «западному» принципу. Здесь есть три основных академических ступени: бакалавр, магистр и доктор. В зависимости от выбранного направления, учиться на бакалавра придется от 3 до 5 лет, на магистра – еще 1-2 года. В конце обучения магистры пишут национальный экзамен и сдают дипломную работу. Для получения степени доктора наук необходимо отучиться еще 2-4 года, при этом завершив собственный исследовательский проект. Вышеперечисленные университеты позволяют студентам получить все три степени (исключение составляет институт им. Вейцмана).

Для старшеклассника из СНГ будет не достаточно одного лишь школьного аттестата. Огорчение ждет и студентов, закончивших колледж или ПТУ. Израильская система образования требует дополнительно окончить подготовительные курсы в стране. Не требуется этого делать только для окончивших минимум один курс в университете своей страны. Подготовительные курсы заключаются в изучении основных предметов, необходимых для поступления в вуз. В их числе еврейская история, английский язык и (иногда) иврит. Также на курсах будущие студенты готовятся к сдаче специального теста на знание английского, общий уровень развития и логику (его можно писать и на русском языке).

В итоге, для поступления студент должен:

  • Окончить подготовительные курсы;
  • Сдать тест (набрав, как минимум, 400 баллов из 800);
  • Знать иврит на уровне не ниже «среднего»;
  • Знать английский язык на том же уровне.

[1]

Но для отдельных специальностей существуют и свои условия. Так, направления психологии, медицины и юриспруденции требуют знание иврита на более высоком уровне. Те же специальности требуют еще и дополнительного собеседования на иврите. Инженерно-технические факультеты ставят условием для поступления экзамен по физике и математике (один экзамен для двух предметов). Для поступления же на творческие специальности придется пройти конкурс, предоставив свои примеры работ.

Кроме того, студентам без гражданства Израиля (фактически, не имеющим в роду еврейских корней) не стоит задумываться о поступлении в медицинские университеты. Туда берут только граждан страны.

Цена образования в университетах

В первую очередь стоит знать, что иностранные студенты платят за обучение больше граждан Израиля (на 25%). Стоимость же обучения в таком случае варьируется. Она зависит от выбранного университета, специальности и финансового положения студента. Так, на бакалаврских программах в крупных вузах страны цена за два семестра учебы составляет около 30 тысяч шекелей (примерно, 390 тысяч рублей). На менее престижных специальностях или в провинциальных университетах цена падает до 10 тысяч шекелей (130 тысяч рублей).

Желающим продолжить свое обучения в магистратуре придется выложить большее количество денег. Минимальная стоимость (не престижные программы или вузы) лишь немногим больше цены за бакалавриат – 13 тыс. шекелей/170 тыс. рублей. А вот максимум составляет более 50 тыс. шекелей или 650 тыс. рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Студенты из малоимущих семей (в том числе, и иностранцы) имеют право претендовать на получение кредита с низкими процентами. Учитывая, что работать во время обучения в университете или институте не запрещено, такой вариант представляется оптимальным для небогатых людей. Важно знать, что такой кредит предоставляется только поступающим в первый раз (на бакалавра). Магистры и доктора не могут получить денежную помощь от государства.

Официально, бесплатного высшего обучения в Израиле нет. Однако так называемые «новые репатрианты» – молодые люди с еврейскими корнями, иммигрирующие в Израиль – могут поступить в вуз по специальной программе поддержки. Она предусматривает полную или частичную финансовую компенсацию. Также иностранцы могут получить стипендию за свои достижения в науке или искусстве, но этот тип поддержки не покрывает стоимость обучения полностью.

Главные трудности для студентов из СНГ

Основной сложностью может считаться языковой барьер, однако подготовительные курсы и летние школы вполне эффективно решают этот вопрос. Проблема финансов, как уже указывалось, частично решается наличием стипендий. Однако в совокупности с необходимостью платить за жилье у студентов может не остаться выхода, кроме как взять кредит на обучение. Отсутствие еврейских корней серьезно осложняет процесс поступления и обучения в плане стоимости, возможностей получения стипендий и участия в образовательных программах.

Читайте так же:  Литье пластмасс технология и оборудование

Песах и неформальное образование в Израиле

На первый взгляд, что общего может быть между этими двумя понятиями, такими далекими друг от друга? Тем не менее, именно приближение традиционного пасхального Седера дает повод немного рассказать о роли и месте неформального образования в Израиле.

В еврейских семьях издавна уделялось огромное внимание воспитанию и образованию молодежи. На отце лежала одна из серьезнейших обязанностей воспитателя – дать образование детям, воспитать их в духе Торы. «И будешь повторять (слова Торы) сыновьям своим, и будешь произносить их, сидя в доме своем», – говорится в главной еврейской молитве «Шма, Исраэль».

История жизни диаспоры полна свидетельствами того, что еврейское воспитание в разные исторические эпохи служило в общинах тем, что сегодня мы бы назвали привычными словами «формальное образование» и «неформальное образование». И яркий пример такого симбиоза – пасхальный Седер, когда семья становится особенным «учебным классом», в котором встречаются несколько поколений. Именно за пасхальным столом исполняется одна из еврейских заповедей: «И расскажи сыну своему». В рассказе об исходе из Египта причудливо сочетаются структура, методики, инструменты формального образования (новый материал, вопросы для усвоения, повторение, единый «учебник» – пасхальная Агада). С другой стороны, здесь есть всё то, что мы ценим в неформальном образовании: атмосфера дома, праздника, интерактивные задания, песни, игры с призами, связь между «теорией и практикой» праздника, совместное не только обучение, но и проживание, эмоциональная включенность в событие. Семейные и личные истории, делающие рассказ о выходе из Египта частью сегодняшнего дня, Исхода, освобождения от психологии раба…

[3]

Современный Израиль – общество, дающее огромный выбор форм формального и неформального образования. Из года в год множатся школы, предоставляющие ученикам разнообразные рамки для получения аттестата зрелости (багрут). В старших классах растет разнообразие профильных предметов самого неожиданного направления. Это давно не только история, точные дисциплины, гуманитарный профиль обучения, но и археология, юриспруденция, театр, поварское дело, практика коммуникаций, реклама, риторика, медицина, биотехнологии, компьютерная безопасность и десятки других предметов, входящих сегодня в признанный набор дисциплин для получения среднего образования.

Именно право выбора, личный интерес, внимание к особенностям научения, многократный рост так называемых «опциональных», «модульных» программ и есть та дополнительная составляющая неформального образования, которая обогатила и расширила рамки формальной школы.

По данным ЮНЕСКО (2003 г.) 85% работающего населения приобрели необходимые для работы знания и навыки за рамками формального образования (см. Вершловский С. Непрерывное образование как фактор социализации). Этот факт говорит о том, что в новых условиях принципы и методы неформального образования оказываются гораздо более приспособленными к современным условиям, современным технологиям, к динамике сегодняшнего дня.

Мы попытались основные качества формального и неформального образования показать в таблице для удобства сравнения.

Молодежные движения, школы продленного дня, кружки и секции в матнасах (центры культурной, спортивной и общинной жизни), общинные структуры, проекты сотен неправительственных организаций (амутот) направлены сегодня на то, чтобы сделать и формальное, и неформальное образование доступным в любом возрасте, в центре и на периферии, в разнообразии форм и методов преподавания… Технологические достижения Израиля, доступность скоростного интернета привнесли в репертуар всех форм образования такие новшества, как интерактивные лекции, чаты, вебинары, онлайн экзамены, тесты, тренинги, виртуальные путешествия по миру и по Эрец-Исраэль…

Это подтверждает понимание того, насколько неверно разделять глухой стеной ФО и НО. Их взаимопроникновение и взаимовлияние продуктивны, они помогают избежать ситуации, когда понятие «хороший человек» становится альтернативой «компетентному профессионалу». Не «или-или», а «и-и» – профессионализм и знания должны стать частью личностного роста точно так же, как карьера и знания, обучение на протяжении всей жизни (life long learning) должны быть пронизаны гуманистическими ценностями.

…Скоро за пасхальным столом соберется вся семья. И вновь каждый из нас, «четырех сыновей», умный, нечестивый, несмышленый и не способный спрашивать – включится в увлекательный процесс обучения, познания, поиска истины. Это будет замечательным продолжением многовековой еврейской традиции!

Д-р Михаэль Кипнис,
директор центра «Майя», Израиль

Новая география студентов МАСА

«Линия жизни»: новый культурный израильский проект на русском языке

Дело табак, или случайное открытие ученых Техниона

Система высшего образования в Израиле. Краткий обзор состояния и перспектив развития

«Наша главная цель – содействовать развитию системы высшего образования, обеспечив ей уровень наиболее признанных университетов мира, а также гарантируя равные возможности самореализации для всех студентов.
Система высшего образования в Израиле включает в себя разные типы учебных заведений и предусматривает возможность свободного перехода студентов из одного вуза в другой.
Израильская система высшего образования разработала специальную программу материальной поддержки для малоимущих студентов».

«Израиль 2028. Стратегия и видение». Комиссия Брандта, авторы А. Горовиц, З. Тадмор, 2008 г.

Система высшего образования в Израиле во многом отражает те ценности, на которых построено израильское общество. Имеется в виду как стремление к высокому академическому уровню, так и доступность высшего образования для всех слоев населения.

В данном докладе использованы материалы новейшего исследования профессора Ури Кирша «Стратегия высшего образования в Израиле: доступность, высокий уровень при ограниченных ресурсах», июнь 2010 г., Израильский технологический институт.

Темы, которые мы собираемся затронуть, касаются процессов развития системы высшего образования в Израиле, появления новых типов вузов, места израильских университетов в международных рейтингах, и, наконец, профиля израильского студента.

Развитие системы высшего образования в Израиле

Фундамент системы высшего образования был заложен в 20-е годы ХХ века, когда Технион в Хайфе (1924 г.) и Еврейский университет в Иерусалиме (1925) открыли для желающих свои двери. Прирост населения, а также экономическое и социальное развитие привели к постоянно возрастающему интересу к получению высшего образования среди молодежи.

Читайте так же:  Как начать вендинговый бизнес на флороматах

С 1949 по 1976 гг. в стране было открыто 6 новых университетов: Институт им. Вейцмана (1949 г.), Бар-Иланский университет (1955 г.), Тель-авивский университет (1956 г.), Хайфский университет (1963 г.), Университет им. Бен-Гуриона (1969г.) и, наконец, Израильский Открытый Университет (ОУИ) (1976 г.), который занимает особое место в этом списке. Именно он воплощает те принципы доступности и высокого качества, о которых мы упомянули в начале статьи. В отличие от классических вузов, для поступления в ОУИ не требуется аттестат зрелости или какие-либо вступительные экзамены. ОУИ является единственным университетом в Израиле, который издает учебные пособия и работает по принципу дистанционного обучения. Филиалы ОУИ разбросаны по всей территории Израиля, обеспечивая возможность получения академического образования жителям любых районов страны.

С провозглашением Государства Израиль в 1948 году в стране насчитывалось 1600 учащихся высших учебных заведений. В 1960-м году число студентов выросло до 11-ти тысяч. С 1960-го года рост числа учащихся в вузах составлял 14% в год. Так, в 1970-м году в вузах уже обучались более 35-ти тысяч студентов. По последним данным ЦСБ Израиля за период с 1990 по 2008 год процент поступивших в вузы вырос в два раза (если в 1989-90 гг. число студентов составляло 80,748 человек, то в 2007-8 учебном году число студентов выросло до 220,000, а число поступивших выросло до 46,000 человек). На сегодняшний день это число выросло до полумиллиона. Так же постоянно увеличивается поток студентов, обучающихся на вторую степень (во избежание неясностей следует особо почеркнуть, что система израильского высшего образования построена по трехступенчатому принципу: первая степень ВА (бакалавр), вторая степень – магистр (МА) и третья степень – доктор (PhD)).

Рост и развитие новых типов вузов (1990–2008 гг.)

Израиль занимает сегодня одну из верхних ступеней мирового рейтинга по проценту обладателей академической степени: 44% обладателей степени в возрасте 25-64 лет в Израиле по сравнению с 27% в среднем в странах, входящих в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭCР).

Увеличение потока репатриантов, а также экономический рост, привели к возрастающей потребности в образовании и к расширению сферы деятельности системы высшего образования. Эти процессы способствовали увеличению числа различных типов учебных заведений цель которых – предоставить альтернативные решения, отвечающие требованию доступности высшего образования по всей стране. По закону все научные степени, полученные в университетах и других учебных заведениях, равноценны. Университеты обязаны принимать на обучение на степени магистра и доктора на абсолютно равных основаниях выпускников всех университетов и других высших учебных заведений.
Наиболее бурный рост числа вузов зафиксирован в период с 1990 по 2008 г. Если в 1989–90 учебном году число вузов в Израиле составляло 21 (среди них 8 университетов, 6 академических колледжей и 7 педагогических колледжей), то 2007-8 учебном году число академических колледжей выросло до 34-х, а педагогических – до 24-х.

Таким образом, общее число вузов выросло до 66-ти, увеличившись более чем в три раза. При этом число университетов оставалось неизменным.

Бесспорно, этот процесс отражает динамичное развитие израильского общества и его растущую потребность в высшем образовании. Наряду с этим, столь стремительный рост числа вузов требует постоянного совершенствования методов объективного контроля качества образования, ответственность за который несет Совет по высшему образованию.

Рейтинг израильских университетов

Обладающий малой площадью и немногочисленным населением, лишенный многих необходимых природных ресурсов и обремененный нуждами обороны, Израиль с момента образования государства в 1948-ом году прошел долгий и плодотворный путь. С 1950-го года население страны и валовой внутренний продукт на душу населения увеличились почти в пять раз в реальном исчислении. Ни одно объяснение такого экономического роста не будет полным, если не принимать во внимание израильскую динамичную и эффективную систему научно-исследовательской деятельности.

У Израиля долгая история достижений в фундаментальных и прикладных научных исследованиях. Сегодня Израиль занимает одну из верхних ступеней по проценту обладателей академической степени: 44% обладателей степени в возрасте 25-64-х лет в Израиле по сравнению с 27% в среднем в странах, входящих в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

Данные международных рейтингов системы высшего образования за последние годы указывает на ряд впечатляющих достижений Израиля. Три израильских вуза (Еврейский университет в Иерусалиме, Тель-Авивский университет и хайфский Технион) занимают почетное место в первой сотне лучших университетов мира. Таков результат классификации Шанхайского академического рейтинга и Times Higher Education Supplement (THES).

В нескольких отраслях Еврейский университет и Технион занимают в международной таблице 25-30-е места. Согласно Шанхайскому академическому рейтингу ста лучших университетов мира в области компьютерных наук, Институт им. Вейцмана занял в 2010 году 12-е место, Технион – 15-е место, Еврейский университет в Иерусалиме – 21-е место и Тель-Авивский университет – 31-е место.

Женщины в израильских высших учебных заведениях

Доля женщин среди израильских студентов постоянно растет. Уже в конце 1980-х годов женщины составляли более 50% общего числа студентов, и эта тенденция продолжалась в 90-ые годы. Кроме того, в тот же период было зафиксировано увеличение процента женщин, обучающихся на степени выше степени бакалавра. В 2005 году процент женщин, обладательниц степени бакалавра (ВА), составлял 57%. На тот же 2005 год процент женщин, обладательниц степени магистра (МА) равнялся 60% (по сравнению с 27% в 1970 году). Еще более стремительный рост наблюдается среди женщин, обладательниц докторской степени (PhD). В 1970 году лишь 20% израильских женщин удостоились докторской степени. В 2005 году этот показатель вырос до 51%.

Читайте так же:  Порядок снятия ареста с имущества

Студенты-арабы в израильских высших учебных заведениях

Особая ситуация сложилась среди арабского населения Израиля. Разрыв в успеваемости начинается уже в средней школе: в 2004-ом году лишь 82% 17-летних арабских юношей и девушек посещали школу, тогда как среди евреев эта цифра составляла 92%.

Однако процент студентов высших учебных заведений среди арабов постоянно растет. В 1991-ом году после окончания школы в высших учебных заведениях учились всего лишь 10,7% арабских выпускников средних школ, к 2002-му году их доля возросла до 18,8%.

В начале 90-х во всех высших учебных заведениях Израиля учились 5000 студентов-арабов. К 2005-му году их число более чем утроилось. Более того, самые впечатляющие показатели были отмечены среди арабских женщин – учащихся высших учебных заведений. Этому процессу во многом способствовало открытие середине 90-х годов академических колледжей на периферии, что обеспечило доступность академического образования для этого сегмента населения.

И всё же, процент студентов-арабов, получивших степень бакалавра, остается весьма низким – лишь 11,4% в 2005-ом году, хотя доля арабской молодёжи в возрасте 20-24-х лет среди израильской молодёжи в целом составляет около 20%.

Из общего числа студентов университетов в 2004-ом году студенты-арабы последнего курса на степень бакалавра составляли 10,1% по сравнению с 6,7% в 1990-ом. В академических колледжах с 1997-го по 2005-й гг. доля студентов-арабов выросла с 3,5% до 5,6%, а в педагогических колледжах – с 15,6% до 30,4%.

В последнее время в университетах стало больше студентов-арабов, продолжающих учиться на степень магистра – с 3,6% в течение 90-х до 5,1% в 2004-ом году.

Взгляд в будущее

Как мы могли убедиться на основании приведенной выше статистики, в системе высшего образования Израиля наблюдается устойчивая положительная динамика, для поддержания которой необходимо уделить особое внимание следующим направлениям:

  • Усовершенствование и модификация системы преподавания в вузах, что означает разработку новых программ и использование новейших технологий в процессе преподавания.
  • Реформа высшего образования – унификация системы израильских академических степеней в соответствии с признанными в мире стандартами.
  • Укрепление статуса гуманитарных наук

К сожалению, прагматизация образования привела к падению интереса к гуманитарной сфере. В сентябре 2010 года израильское правительство разработало национальный план повышения статуса гуманитарных наук, согласно которому студенты, обучающиеся на степень бакалавра, независимо от выбранного направления, должны будут включить в курс обучения обязательный блок гуманитарных наук. Для реализации этой программы и привлечения студентов на гуманитарные факультеты Совет по Высшему образованию планирует выделить 12 млн. долларов.

Поощрение преподавания точных и естественных наук

С целью сохранения лидирующего статуса Израиля в области науки и технологии необходимо повышать уровень преподавания точных и естественных наук в средних школах. Реализация этого плана приведет к увеличению числа студентов, изучающих естественные и точные науки в вузах.

[2]

Привлечение студентов к академической учебе в региональных и периферийных колледжах за счет повышения стипендий и помощи в оплате жилья.

Автор: Софи Коцер,
Лектор Открытого университета Израиля,
2011 г. Тель-Авив

Учеба в Израиле

Особое внимание, уделяемое властями просвещению в стране, позволило Израилю занять второе место в мире по количеству выпускников. Дипломы учебных заведений признаются во всех мировых государствах.

Высшее образование

Обучение в высших школах Израиля осуществляется по англо-саксонской системе и предусматривает получение степени бакалавра за 3 – 5 лет, на магистра — больше на 1–2 года, докторскую степень получают, проучившись дополнительно от 2-х до 4-х лет и осуществив свое исследование.

Для выпускника из СНГ школьного аттестата недостаточно для поступления в вуз Израиля: необходимо окончить подготовительные курсы. Если абитуриент окончил на родине хотя бы один курс вуза, то подготовку он не проходит.

  • На подготовительные курсы принимают молодежь после 16 лет;
  • Обучение на бакалавра доступно с 18 лет;
  • В магистратуру и докторантуру принимают после 20 лет.

Точное время начала занятий в университетах Израиля не установлено, т. к. оно приурочено к окончанию празднования Суккот, дата которого ежегодно меняется. Осенний семестр длительностью 13–14 недель заканчивается в декабре-январе, весенний – в мае-июне. По окончанию сдается письменный экзамен или реферат.

Образовательные программы

Ступень бакалавра можно получить во всех израильских вузах. Процесс обучения длится 3–4 дня в неделю. Бакалавры-социологи и студенты из факультета естественных наук закончат обучение через 3,5 года, бакалавры-инженеры – 4,5 года, будущие доктора — через 5 лет от даты поступления, медсестры учатся 4 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Магистерская программа рассчитана на ежедневные занятия в вузе длительностью 6–7 часов.

Источники


  1. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.

  2. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.

  3. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.
  4. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.
Образование в израиле
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here