Регулирующая функция финансов

Самое важное по тематике: "Регулирующая функция финансов" от профессионалов. Здесь собрана вся информация и полностью раскрыта тема. В случае возникновения вопросов - задавайте их дежурному специалисту.

Функции финансов — Финансы и кредит (Мягкова Е.Л.)

Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют основные функции – распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой – контроль за этим распределением.

1. Распределительная функция финансов заключается в том, что:

  • через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;
  • вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательствпредприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

  • контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
  • контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

  1. контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
  2. контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
  3. контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства.

Функции финансов

Функции финансов — раздел Финансы, Финансовое право Финансам Присущи Четыре Функции: Распределительная, Контрольн.

Финансам присущи четыре функции: распределительная, контрольная, регулирующая и социальная. Они осуществляются финансами одновременно[13]. Объясняется это тем, что каждая финансовая операция состоит из распределения валового внутреннего продукта и контроля за распределением и перераспределением.

Распределительная функция финансов

означает участие финансов в распределении ВВП, которое заключается в создании первичных доходов и перераспределении их для создания вторичных доходов.

Первичные доходы создаются в процессе производства, торговли, выполнения работ, оказания услуг. В сумме они составляют валовой внутренний продукт. Вторичные доходы формируются при перераспределении средств между:

· производственной и непроизводственной сферами хозяйства;

· различными отраслями материального производства;

· социальными группами населения.

Причем налогами облагаются как первичные доходы, так и вторичные доходы. Основная цель распределения и перераспределения ВВП заключается в обеспечении социальных потребностей населения, организации работы государственных органов, выполнении функций государства и т.д.

Кроме перераспределения дохода распределительная функция финансов призвана оказывать положительное влияние на сбалансированность и эффективность экономики. Финансы – это инструмент, посредством которого государство влияет на экономику страны, стимулирует ее развитие. В процессе распределения финансов происходит дальнейшее перераспределение национального дохода и формирование вторичных доходов в производственной и, особенно, непроизводственной сферах.

Контрольная функция

означает участие финансов в процессе контроля за соблюдением установленных правил финансовой деятельности, целесообразности финансовых расходов, своевременности осуществляемых операций.

Финансовый контроль затрагивает все сферы жизнедеятельности страны. Он обеспечивает законность финансовой и хозяйственной деятельности и призван предупреждать экономические преступления. Финансовому контролю уделяется огромное значение в любой стране с демократической экономикой, поскольку это зачастую единственная возможность контроля экономических процессов и выявления преступлений и правонарушений против собственности в сфере экономической деятельности.

Конкретизируя задачи финансового контроля, необходимо отметить, что он призван обеспечить соблюдение законодательства по финансовым вопросам, своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговыми органами, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Финансовый контроль осуществляется различными субъектами самостоятельно или совместно, во взаимодействии с правоохранительными органами.

Регулирующая функция финансов

связана с вмешательством государства через отдельные финансовые институты (государственные расходы, налоги, таможенные пошлины, государственный кредит) в процесс производства и потребления.

Государство влияет на экономику комплексно. Этот процесс включает в себя финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальные мероприятия, налоговую, валютную и таможенную политики. Стимулирование определенных отраслей промышленности, регионов страны позволяет влиять на ее экономику и социальную ситуацию. В качестве примера можно привести автомобильную промышленность, имеющую значительные преференции на внутреннем рынке за счет налоговых льгот и завышенных таможенных пошлин на импортные автомобили. Другим примером могут являться дотации некоторым субъектам РФ в крупных размерах для выравнивания социальной ситуации в стране и снятия социальной напряженности. Также можно отметить активную инвестиционную позицию государства и поддержку инноваций, например Сколково.

Читайте так же:  Организация бизнеса по производству паркета

Социальная функция финансов

заключается в создании для организаций и граждан стабильных и равных экономических и социальных условий.

Социальная функция призвана обеспечить всех участников экономических процессов одинаковыми условиями, а всех граждан страны равными возможностями в разных регионах государства. Стабилизация экономики посредством финансов применяется в России не в полной мере. Применение социальных и регулирующих механизмов позволяет плавно влиять на ситуацию в стране и не допускать дисбаланса между регионами страны и отраслями промышленности. Особое значение имеет фактор стабильности финансового законодательства, необходимый для осуществления долговременной инвестиционной политики. Однако, несмотря на принимаемые государством меры, в нашей стране наблюдается значительный дисбаланс между регионами и между отраслями промышленности. Также необходимо отметить, что значительная часть финансовых ресурсов государства непосредственно расходуется на социальные цели (пенсии, пособия, помощь и т.д.). Соответственно недостаток финансовых ресурсов может отрицательно сказаться на социально-экономической обстановке в обществе.

Характерно, что в зависимости от типа экономики основными становятся разные функции. Регулирующая функция финансов преобладает в развитых странах с рыночной экономикой. Также большое значение в странах с рыночной экономикой играет социальная функция финансов. Преимущественное использование регулирующей функции финансов направлено на создание условий для любого трудоспособного человека, при которых он сможет обеспечить самого себя и свою семью без участия государства. Государство же в соответствии с социальной функцией финансов должно обеспечивать тех, кто не может обеспечить себя сам – малоимущие, дети, пенсионеры.

С другой стороны, преобладание в экономике распределительной и контрольной функций больше характерно для командно-административной экономики. В данном случае государство берет на себя функции управления практически всем и отвечает фактически за каждого человека. Отрицательной чертой такого подхода является большой чиновничий аппарат, который требуется для выполнения распределительной и контрольной функций. Несмотря на то, что экономика России является рыночной, в ней преобладают распределительная и контрольная функция финансов.

Все рассмотренные функции финансов реализуются через различные финансовые механизмы. Основными из них являются совокупность организационных форм финансовых отношений в экономике страны, порядок формирования и использования, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Функции финансов кратко

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, найти ответ на вопрос по экономике, очень нужно для ответа на экзамене. Вопрос: «функции финансов кратко». Уважаемые знатоки, могли бы Вы рассказать что это, дать кратко описание нескольких функций финансов?
Спасибо за ответ))

Финансы представляют собой экономические отношения, которые связаны с созданием, распределением и применением централизованных и децентрализованных фондов в сфере денежных средств.
При ответе на вопрос функции финансов кратко, следует выделить 3 основные функции и вкратце рассказать о них:

  • Распределительная функция;
  • Контрольная функция;
  • Регулирующая функция.

Распределительная функция финансов
Посредством финансов ВВП подлежит первичному распределению в макроэкономическом масштабе, что ведет к созданию основных (первичных) доходов.
Основные доходы включают в себя заработную плату и чистый доход предприятий сферы производства.
При вторичном распределении ВВП происходит перевод денежных средств на определенные территории. Это ведет к образованию доходов непроизводственных организаций (оплата труда работников бюджетной сферы, пенсионное обеспечение, выплаты социального характера и др.).
Контрольная функция финансов
Эта функция заключается в контроле распределения денежных средств на макро- и микроуровне в соответствии с фондами и расходованием по целевому назначению. Контрольную функцию реализуют государ­ственные финансовые органы (например, Налоговая Служба) и финансовые службы внутри организации.
Регулирующая функция финансов
Эта функция проявляется на уровне институциональных элементов (домашних хозяйств, предприятий и организаций).

Функции финансов

Сущность финансов реализуется в выполняемых ими функциях, посредством которых рас­крываются свойства и назначение финансов как особой экономической категории.

1. Распределительная функция проявляется при распре­делении национального дохода, в процессе создания так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна первоначальному национальному доходу.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы:

1) доходы предприятий сферы материального произ­водства;

2) зарплата работников, занятых в сфере материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общест­венных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материаль­ных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение, или перераспределение, нацио­нального дохода.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. К ним относятся доходы, полу­ченные в отраслях непроизводственной сферы. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Необходимость перераспределения совокупного общест­венного продукта возникает вследствие:

— наличия наряду с производственной непроизводст­венной сферы (оборона, образование и т.д.);

[1]

— неравномерности развития отдельных отраслей и тер­риторий;

— различия в доходах различных групп населения.

Читайте так же:  Как открыть свой бизнес с нуля на дому

Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производ­ства, отдельными регионами страны, социальными группами населения.

Основная цель распределения и перераспреде­ления национального дохода и валового внутреннего про­дукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

2. Регулирующая функция финансов выражается через воздействие государства на экономическое развитие.

Основными инструментами, используемыми при этом, являются:

— регулирование и контроль посредством принятия соответствующих законов;

— установление предельных цен на некоторые товары и услуги;

— государственные расходы, которые побуждают фирмы и работников производить те или иные товары и услуги;

— сокращение или ликвидация налогов, а также огра­ничение потребления отдельных видов товаров с помощью акцизов на алкоголь и табачные изделия;

— реструктуризации задолженности предприятий (например, задолженности сельскохозяйственных товаро­производителей).

3. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов.

Данная функция проявля­ется в контроле над распределением ВВП по соответствую­щим фондам и расходованием их по целевому назначению. Исходя из характера движения финансов, общество имеет возможность знать, как складываются пропорции в распре­делении денежных средств, как обеспечивается своевремен­ность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования.

Контролю подлежат:

— выручка от реализации товаров и услуг,

— затраты на производство и реализацию продукции,

[3]

— прибыль, ее использование.

Важными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения законодательства и нормативных актов, формирование и исполнение бюджетов, своевремен­ность и полнота выполнения налоговых обязательств перед бюджетной системой и целевое использование бюджетных средств.

Объектом финансового контроля выступает также финансовая документация, ее соответствие установленным нормам;

Субъектами — органы государственной власти, внутрифирменные контрольные органы и независимые аудиторские организации.

Органы государственной власти контролируют бюд­жетные средства и финансово-хозяйственную деятель­ность государственных предприятий, начиная с обсу­ждения и принятия бюджета, затем в процессе его исполнения и заканчивая рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении бюджета.

Финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Министерством финансов РФ, Федераль­ным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, главными распорядите­лями и распорядителями бюджетных средств, Федеральной таможенной службой (ФТС России).

Соблюдение законодательства о налогах , правильность их исчисления, полноту и своевременность внесения в соот­ветствующие бюджеты отслеживает налоговая служба. Исполнение федерального бюджета подлежит контролю со стороны Счетной палаты РФ. В случае обнаружения нарушений бюджетного законодательства виновные несут ответственность в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Внутрифирменным контролем занимаются финансо­вые подразделения предприятий, ревизионные комиссии, внутренние аудиторские службы предприятий в целях определения правильности образования и использования финансовых и других ресурсов.

Внешний аудиторский контроль осуществляется незави­симыми аудиторскими фирмами. Аудит может проводиться по заказу нуждающихся в нем клиентов за вознаграждение на договорной основе, а также по настоянию заинтересован­ных организаций-контрагентов, судебных органов и органов государственной власти. Субъекты хозяйствования могут быть заинтересованы в аудите в целях объективного неза­висимого анализа хозяйственно-финансовой деятельно­сти и разработки рекомендаций по финансовой стратегии и повышению эффективности своей деятельности. Коммер­ческие банки и инвестиционные компании могут привлечь аудиторские фирмы для экспертизы финансового состоя­ния интересующего их предприятия.

При аудиторском контроле осуществляется проверка правильности бухгалтерского учета, финансовой отчетно­сти, активов, статистического учета, достоверности выпол­нения процедур.

К финансовому контролю предприятий вправе прибегать также банки и страховые организации при выдаче кредитов и заключении страховых договоров в целях выявления их платежеспособности и финансовой устойчивости.

Основные формы финансового контроля — это про­верки, проводимые, как правило, по отдельным направ­лениям деятельности и ревизии, целью которых является обычно комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности.

Несмотря на объективное содержание и единство функ­ций финансов, их роль в жизнедеятельности субъектов различна. Многое зависит от традиций, обычаев, природно- исторических и специфических особенностей потребления и производства в стране.

2. Финансовая система страны, ее сферы и звенья

Распределение и перераспределение созданного совокуп­ного общественного продукта оказывают влияние на создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, т.е. формирование финансовой системы страны.

Финансовая система страны — это форма органи­зации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и пере­распределению совокупного общественного продукта.

В целом финансовая система страны состоит из двух крупных подсистем: централизованных и децентрализо­ванных финансов, которые в свою очередь делятся на более мелкие подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов.

Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования всей национальной экономики. С их помощью денежные средства организаций и граждан аккумулируются в государ­ственный бюджет и во внебюджетные фонды государства.

Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время государственные и муниципальные финансы РФ включают в себя:

— финансы федерального пра­вительства,

— финансы региональных органов власти

— и мест­ные (муниципальные финансы).

Ввиду того, что Россия относится к федеративным госу­дарствам, то в зависимости от уровня управления бюджеты органов власти подразделяются на:

— бюджет федерального правительства,

— местные (муниципаль­ные) бюджеты.

[2]

Внебюджетные фонды государства имеют, как правило, целевое назначение.

На федеральном уровне существуют социальные внебюджетные фонды:

Читайте так же:  Готовый бизнес план детского магазина - ваш залог успеха!

— Пенсионный фонд РФ,

— Фонд социального страхования РФ,

— Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Данные фонды аккуму­лируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.

Государственный и муниципальный кредиты представ­ляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, с одной стороны, и иностранными государствами, физическими и юридическими лицами, с другой стороны, по вопросу предоставления кредита, гарантии, получения займа.

Госу­дарственный и муниципальный кредиты отвечают задачам функционирования и использования средств бюджета и выступают как:

1) способ финансирования дефицита бюджета;

2) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджета.

Децентрализованные финансы — это фонды денежных средств хозяйствующих субъектов и домохозяйств, исполь­зуемые с целью производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы любого государ­ства, создают первичные доходы хозяйствующих субъектов, а также доходы граждан. На состав и организацию финансов предприятий существенное влияние оказывают их организа­ционно-правовая форма и отраслевые особенности.

Финансы коммерческих организаций и предприятий пред­ставляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, про­изводства и реализации продукции, образования собствен­ных финансовых ресурсов, привлечения внешних источни­ков финансирования, их распределения и использования.

Финансовыми посредниками называют всю совокупность кредитных учреждений, действующих в экономике. Суть их посредничества состоит в аккумулировании денежных средств частных лиц с целью их дальнейшего эффективного инвестирования. К финансовым посредникам относятся, например, коммерческие и сберегательные банки, кредит­ные союзы, пенсионные фонды и страховые компании. Объ­емы финансовых операций, осуществляемые финансовыми посредниками, в последние десятилетия возрастают, что обу­словливает выделение финансовых посредников в качестве одного из звеньев финансовой системы России.

Финансы некоммерческих организаций имеют ряд осо­бенностей, связанных с правовым статусом организации, имущественными правами, с целью ее деятельности, поряд­ком распределения доходов. Большинство некоммерческих организаций создаются для достижения социальных, благо­творительных, культурных, образовательных и иных целей.

Финансы домохозяйств — характерное явление для стран с рыночной экономикой. Будучи центральным звеном децентрализованных финансов, они представляют собой систему образования и использования денежных ресурсов индивидов. Появление финансов домохозяйств вызвано разнообразием форм собственности при господстве частной и действием товарно-денежных отношений.

С помощью финансов домохозяйств решаются следую­щие задачи:

— обеспечение денежными ресурсами механизма реали­зации индивидуальных потребностей людей;

— обеспечение денежными ресурсами условий для соз­дания материальных благ и новой стоимости. Выполнение этой задачи делает финансы граждан базой финансов юри­дических лиц.

Вышеперечисленные звенья образуют внутреннюю струк­туру финансовой системы РФ. На их основе формируются внешние, международные финансы, субъектами которых могут выступать физические и юридические лица, организа­ции отдельных государств, транснациональные и междуна­родные корпорации, международные и межгосударственные организации (блоки, союзы).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Регулирующая функция финансов

Регулирующая функция финансов — общая информация

Как и стимулирующая функция финансов, регулирующая является одной из основных. Суть же ее на самом деле заключается в том, что посредством вмешательства государства, реализуемого через налоги, инвестиции и прочие инструменты, происходит постоянное перераспределение между отдельными отраслями имеющихся средств.

Регулирующая же функция дает возможность отследить, как именно такое распределение получается, и каким образом государство обычно влияет на развитие экономики. В целом же перераспределяется подобным способом никак не менее 30% ВВП, в некоторых же случаях доходит данный показатель и до 50%.

Ныне практически во всех государствах роль именно такой функции крайне сложно оценить. Не только в России, но и во многих других странах сегодня возрастает влияние государства на очень многие сферы. И предпринимателям нужно обращать на данную ситуацию особое внимание, чтобы не только держать ее под контролем, но и по возможности извлекать из всего этого для себя максимальную выгоду.

Механизмы действия такой функции

Распределительная роль финансовой системы на практике реализуется именно через финансовый механизм, который состоит из совокупности средств планирования, перераспределения ресурсов, извлечения их из оборота одной сферы и передачи другой. В настоящее время его структура достаточно сложна.

Обусловлена регулирующая функция финансов следующими аспектами:

  • 1. Наличием областей финансирования, в которых ведущую роль всегда имеет именно государство. Обычно это оборона, добыча стратегических ресурсов, формирование науки, транспортная отрасль, а также некоторые иные важнейшие. В некоторых сферах государство вполне может быть и абсолютным монополистом.
  • 2. Позиция самого государства как собственника. В его владении могут быть различные заводы, технологии, земля и другие объекты, входит сюда и золото-валютный запас. Именно с позиции такого собственника государство нередко выступает в роли основного субъекта экономических отношений, с позицией которого в той или иной мере приходится считаться каждому. Также часто именно собственником выступает государство при внешнеэкономической деятельности, в особенности, в ходе торговли с другими государствами различными стратегическими ресурсами, а также заключении договоров.
  • 3. Осуществлением управления самой экономической системой государством именно через институциональную систему, от которой в настоящее время не отказалась еще ни одна страна. Управление подобными системами всегда зафиксировано на законодательном уровне, и проявляется оно не только в ходе внутренней экономической деятельности, но и в ходе международных контактов.
Читайте так же:  Как составить бизнес-план прибыльного продуктового магазина шаговой доступности

Понятие и сущность финансов предприятия

Финансы предприятия как экономическая категория – это система денежных или финансовых отношений, которые возникают при образовании и использовании оборотного и основного капиталов, а также фондов денежных средств организации.

Финансы участвуют в процессе воспроизводства и имеют распределительный характер.

Очень часто финансы используются как синоним слова «деньги» и наоборот, но это не правильно. Отличие денег от финансов в том, что первые – это всеобщий эквивалент,применяя который, измеряют затраты труда при производстве товаров и услуг, а вторые – это характеристика образования и использования формируемых фондов денежных средств.

Специфические признаки финансов

Имеется ряд специфических признаков, отличающих финансы от других экономических категорий:

1. Денежный характер – это важнейший из признаков,
2. Распределительный характер,
3. Такие отношения всегда отражают движение стоимости в денежной форме,
4. Экономические отношения обязательно участвуют в формировании накоплений и доходов в денежной форме, иными словами, финансовых ресурсов.

Основные функция финансов

В целом финансы выполняют следующие основные функции: регулирующую, распределительную и контрольную.

Регулирующая функция финансов выражается в том, процесс воспроизводства управляется и регулируется государством посредством финансовых инструментов – налогов, льгот, субсидий, государственных кредитов и т.п.

Контрольная функция выражается в надзоре за правильным распределением внутреннего валового продукта по фондам и контроле за целевым расходованием денежных средств.

При этом в зону осуществления контроля попадают как производственная, так и непроизводственная сферы, а целью его является рост экономического стимулирования, бережное и продуманное расходование природных богатств, трудовых и материальных ресурсов, а также сокращение потерь и низкопроизводительных ресурсов.

Распределительная функция заключается в распределении национального дохода, то есть в создании основных доходов – они делятся на две большие группы:

• Заработная плата служащих, рабочих и лиц иных должностей, занятых в области материального производства,

• Доходы предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц в сфере материального производства.

Однако первичных доходов недостаточно для полноценного выполнения задач и функций государства, поэтому для формирования национального дохода используются также производственные (или вторичные) доходы – они возникают в результате перераспределения и относятся к непроизводственной сфере.

Словом, любое проявление оборота средств, будь то даже кредит без поручителей и залога, является в некоторой мере регулирующей функцией финансов.

Регулирующая функция финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, регулирующей, стимулирующей, фискальной.

Главной характеристикой финансо­вых отношений является их распределительный характер и соответ­ственно главной функцией финансов является распределительная функция. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Финансы обслуживают разные эта­пы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации), местный (на уровне органов местного само­управления). Ему присуща многоступенчатость, порождающая раз­ные виды распределениявнутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Посредством финансов государство воздействует не только на пе­рераспределение национального дохода, но и на производство, накоп­ление капитала, сферу потребления. Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-техниче­ского прогресса и т. п.

Распределение национального дохода происходит как между про­изводственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в дру­гие, в том числе в социальную сферу. Процесс перераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой по­литики государства, раскладом политических сил в стране.

В целом распределительная функция финансов позволяет: (1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйст­вующих субъектов, населения, государства, органов местного само­управления; (2) осуществлять внутрихозяйственное, внутриотрасле­вое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социаль­ными группами; (3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

Наряду с распределительной к главным функциям финансов от­носят и контрольную функцию. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же эконо­мического процесса. Основу контрольной функции финансов состав­ляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропор­ции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевре­менность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъек­тов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуще­ствляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимо­сти координации в реализации указанных функций.

Распределительная функция финансов осуществляется не стихий­но, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, пра­вил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный про­цесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финан­сов — регулирующей.

Регулирующая функция финансов проявляется не только на уров­не государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собст­венно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

Изменение социального строя в России неизбежно повлекло за собой и переход к новой системе финансовых отношений, которая постоянно видоизменяется с учетом тех процессов, которые происхо­дят в обществе.

Стимулирующая функция

финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства, развитие образования, здравоохранения, культуры и т. д.
Читайте так же:  Как заработать деньги на киви кошелек возможности для каждого

Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).

Электронная библиотека

Основными функциями, присущими категории «финансы» являются распределительная и контрольная (рис. 1.2). Они осуществляются финансами одновременно. Объясняется это тем, что каждая финансовая операция состоит из распределения общественного продукта и национального дохода и контроля за их распределением и перераспределением.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении национального дохода, которое заключается в создании первичных доходов и перераспределении их для создания вторичных доходов. Сумма первичных доходов равна национальному доходу.

Основные доходы получаются двумя группами участников материального производства, которые собственно и создают национальный доход:

· наемными работниками, служащими, индивидуальными предпринимателями, фермерами;

· производственными и торговыми предприятиями.

Кроме собственно перераспределения дохода распределительная функция финансов должна оказывать положительное влияние на сбалансированность и эффективность производства. Финансы – это инструмент, посредством которого государство влияет на экономику страны, стимулирует ее развитие. В процессе распределения финансов происходит дальнейшее перераспределение национального дохода и формирование вто

ричных доходов в производственной и, особенно, непроизводственной сферах. Вторичные доходы формируются при перераспределении средств между:

· производственной и непроизводственной сферами хозяйства;

· различными отраслями материального производства;

· социальными группами населения.

Основная цель распределения и перераспределения национального дохода заключается в обеспечении социальных потребностей населения, стимулировании экономики, организации работы государственных органов и т.д.

Контрольная функция означает участие финансов в процессе контроля за соблюдением установленных правил финансовой деятельности, целесообразности финансовых расходов, своевременности осуществляемых операций.

Финансовый контроль затрагивает все сферы жизнедеятельности страны. Он обеспечивает законность финансовой и хозяйственной деятельности и призван предупреждать экономические преступления. Финансовому контролю уделяется огромное значение в любой стране с демократической экономикой, поскольку это зачастую единственная возможность контроля экономических процессов, и выявления преступлений и правонарушений против собственности и в сфере экономической деятельности.

Конкретизируя задачи финансового контроля необходимо отметить, что он призван обеспечить соблюдение законодательства по финансовым вопросам, своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговыми органами, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы – государственные расходы, налоги, государственный кредит – в процесс воспроизводства.

Государство влияет на экономику комплексно. Этот процесс включает в себя финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальные мероприятия, политику налоговую, валютную и таможенную. Стимулирование определенных отраслей промышленности, регионов страны позволяет влиять на ее экономику и социальную ситуацию. В качестве примера можно привести автомобильную промышленность, имеющую значительные преференции на внутреннем рынке за счет налоговых льгот и завышенных таможенных пошлин на импортные автомобили. Другим примером могут являться дотации некоторым субъектам Федерации в крупных размерах для выравнивания социальной ситуации в стране и снятия социальной напряженности.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Стабилизационная функция призвана обеспечить всех участников экономических процессов одинаковыми условиями, а всех граждан страны равными возможностями в разных регионах государства. Стабилизация экономики посредством финансов применяется в Российской Федерации не в полной мере. Регулирующая функция финансов преобладает в развитых странах с рыночной экономикой. Преобладание в экономике распределительной и контрольной функций больше характерно для командно-административной экономики. Применение стабилизационных и регулирующих механизмов позволяет плавно влиять на ситуацию в стране и не допускать дисбаланса между регионами страны и отраслями промышленности. Особое значение имеет фактор стабильности финансового законодательства, необходимый для осуществления долговременной инвестиционной политики.

Все рассмотренные функции финансов реализуются через различные финансовые механизмы. Основными из них являются совокупность организационных форм финан

совых отношений в экономике страны, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Срочно?

Видео (кликните для воспроизведения).

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Источники


  1. История и методология юридической науки. — М.: ИВЭСЭП, 2014. — 564 c.

  2. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.

  3. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.
Регулирующая функция финансов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here